Что самое страшное на футболе? Когда заканчивается пиво!

Некоторые из впечатлений – ниже.
news

Главный редактор «Советского спорта» в течение недели колесил по Германии, где общался с главредами ведущих спортивных изданий (а с Kicker подписал договор о сотрудничестве между «Советским спортом» и прославленным немецким изданием), прополз во всех подтрибунных помещениях как пафосных столичных, так и скромных сельских стадионов, пообщался с суровой полицией, посадившей его даже в тюрьму. Некоторые из впечатлений – ниже.

Картинку с ЧМ-2018 немцы будут делать… в Баден-Бадене

Офис телекомпании ZDF в Майнце расположен далеко от города, но в крайне живописном месте: с любого этажа выше, наверное, третьего или четвертого (а всего их 14) открывается прекрасный вид на «Опель-Арену», где в бундеслиге играет местный клуб «Майнц», да и на весь город тоже. Я бы на месте здешних телевизионщиков вообще никуда бы из офиса не выезжал, а все роскошные стендапы снимал бы, просто стоя у окна. Между тем технологичность здешних студий, здешнего производства зашкаливает. Даже видавшие виды журналисты и технари из телекомпании «Матч-ТВ», славящейся известной русской забавой «сделать все дорого-богато», с открытыми ртами глазели на начинку ПТСок и особенно студий. При этом очевидно, что производство всерьез дешевле.

Здесь умеют экономить. Немецкий порядок в действии: даже у каждой щетки и швабры, прикрепленной к обратной стороне декораций, есть заведенное место, а рядом – инструкция. Если ее строго придерживаться, то инвентарь прослужит столько-то лет. Рационализм во всем. И проявляется он в том числе в планах на чемпионат мира-2018:

- Мы не будем ждать жеребьевки 1 декабря. В любом случае в ближайшие недели уже окончательно выберем для базирования место где-то в Подмосковье или в Сочи, - рассказывают официальные представители ZDF. – В остальных регионах нет необходимой инфраструктуры: туда нет смысла ехать работать.

- А в Сочи есть?
- В Сочи все очень удобно с точки зрения логистики. Там все расположено близко. И там нет пробок. А лететь от Москвы дополнительные час-полтора – это не так страшно.

- Большая бригада едет?
- Едут два телеканал – ARD и ZDF. Мы традиционно освещаем футбол на немецком телевидении вдвоем. И у нас, и у них едет не так много людей. Мы не можем себе позволить избыточных расходов. Дело в том, что монтаж у нас очень необычный, креативный. В таких программах в России мало кто умеет работать, поэтому квалифицированных специалистов нет. Вести своих и платить командировочные – тоже нет смысла. Куда разумнее перегонять все в Баден-Баден, где у нас уже все отработано во время предыдущих крупных спортивных соревнований.

Тут мне, признаюсь, с трудом удавалось удерживать рот на замке и не проводить вслух параллелей с некоторыми российскими спортивными телеканалами, которые на Евро-2016 отправляли бригаду в… - вы точно устойчиво сидите? - …в семьдесят человек. И это не считая начальства, которое тоже время от времени приезжало поводить строгим оком.

Сравнивать работу спортивных журналистов в Германии и в России – вообще, наверное, самая большая нелепость, которую только можно себе придумать. Горизонты планирования – просто на разных полюсах.

- У нас дикий аврал, - рассказывают мне на ZDF. – Представляете: всего полтора месяца назад мы получили права на трансляцию Олимпиады-2018 из Плечхана. А осталось-то всего ничего: полгода...

Эх, знали бы коллеги, что у нас телевизионщики права на Кубок конфедераций получили за несколько дней до матча открытия. А про план освещения Олимпиады тоже пока слышали немногие (все из-за того же вопроса в правами)...

Четыре мундиаля – четыре этажа

Темп жизни здесь, конечно, совсем иной. Порой кажется, что время даже не то чтобы остановилось – оно словно отмоталось назад: к примеру, в Нюрнберге на улицах города сохранились газетные стенды, которых большинство из нас не видело с конца 80-х. И более того: у этих стендов толпится народ, активно читает свеженапечатанную и свежеразвешенную прессу. А в городских уличных кафе купить чашечку кофе и свежую газету, а потом провести за чтением номера от корки до корки пару часов – дело привычное и повседневное.

Даже удивляться приходится тому, что именно в этом сонном баварском городке издается самое популярное спортивное издание страны – Kicker.

- Тут все просто, - объясняет главный редактор издания Йорг Якоб. – Мы – часть крупного издательского холдинга. Вон посмотрите за окно: вот это здание напротив, и вот это многоэтажное бюро, и вот этот комплекс – это все издательство.

Г-н Якоб проводит экскурсию по этажам редакции: вдоль лестничных маршей – полосы знаменитых номеров издания, начиная с 1920 года (Kicker старше «Советского спорта» всего на четыре года), и футбольные фотографии, ставшие знаменитыми. Площадка перед лифтовым холлом на каждом из этажей посвящена чемпионству Германии на мировых первенствах: поднимаешься на первый этаж – тут 1954 год, идешь на второй – 1974-й, третий – 1990-й.

- В 2013 году мы подумали, что Германия чересчур давно не становилась чемпионом мира. И мы поняли, что в этом есть наша вина. Срочно надстроили еще один, четвертый этаж в редакции – и на следующий год обыграли в финале Аргентину, снова став чемпионами.

Признаюсь, я подумал сначала, что г-н Якобс шутит, но оказалось, что это правда. Да и с улицы видно, что четвертый этаж – именно дополнительный, недавно достроенный.

- А зачем нужен дополнительный этаж, если и так особенно не видно журналистов в редакции? – осторожно спрашиваю.
- Верхний этаж – диджитальный. Он сайтом занимается. Новая эпоха, время кликов – значит новый этаж. А по поводу народа в редакции… Ну, во-первых, сегодня вторник. Газета же у нас выходит по понедельникам и четвергам. Во-вторых, каждый журналист нужнее не в редакции, а в клубе, где он «кормится».

Только начинаю подбирать слова, чтобы точно сформулировать на немецком понятие «джинса», как выясняется, что я не совсем верно понял коллегу.

- Он «кормится» новостями. В каждом клубе у нас по корреспонденту. Это наши штатные сотрудники и они прикомандированы к клубам.

- А клубы как к этому относятся? Если он не захочет давать информацию?
- Как это не захочет? Мы же из Kicker!

Удивляться мне приходилось в те два дня, что провел в Нюрнберге, не раз. И тому, что каждый из журналистов обязан написать любой материал в двух версиях: традиционный – для газеты, и в виде карточек – для сайта (в жанре «вопрос – ответ»: что случилось с Нойером – сломал колено, на сколько выбыл – на полгода, каким образом – на тренировке и т.д.), и тому, что в каждый из номеров вставляется 80-страничная вкладка (!), где опубликованы только результаты матчей и статистика, включая турнирные таблицы второй, третьей бундеслиг и различных региональных лиг.

- Если это надо читателю – значит, мы это будем печатать. Мы вообще всегда ориентируемся только на желания читателя. Поэтому у нас все полосы о футболе, и две (редко – три) – о чем-либо еще. Вот в этом номере у нас вообще только одна нефутбольная полоса – про «Формулу-1».

«К сожалению, Россия базой Fan-ID с нами не делится»

Офис Немецкого футбольного союза DFB – тоже в лесу, тоже вдали от городской суеты. Это уже Франкфурт.

- Мы же не в России. Нам офис нужен для удобства работы, а не для того, чтобы пыль в глаза пускать, - осторожно, подбирая слова, чтобы не обидеть гостей из России неудачным сравнением, говорит шеф безопасности союза Хендрик Леферт.

Говорим о том, как организована безопасность участников футбольных матчей.

- Конечно, если бы мы проводили ЧМ-2006 сейчас, все было бы совсем по-другому. У нас в фан-зоне в Берлине одномоментно было до миллиона посетителей. Еще больше людей – ставится еще больше больших экранов. За эти годы риски возросли – мы бы точно работали по-другому. Поэтому просто взять наш опыт и воспроизвести – это уже будет недостаточная идея, - говорила мне чуть раньше в Сенате Берлина руководитель отдела по развитию спорта, ответственная за продвижение заявки Германии на Евро-2024, Габриэле Фрайтаг.

Шеф безопасности DFB Леферт, однако, очень осторожен:

- Когда мы смотрим на вещи, которые происходят в России – введение Fan-ID для болельщиков, например – это немного настораживает. Ведь каждый крупный спортивный форум, получается, приводит к еще большему усилению спецслужб. А здесь очень важно искать равновесие между безопасностью и правами граждан. У вас этого баланса не ищут.

- Вы каким-то образом будете отсекать болельщиков из черного списка? В Германии ведь такие есть?
- Есть. На этапе сегодняшнем, когда у ФИФА немцы заказывают предварительные билеты, у нас есть возможность сверяться со списком. Но к базам данных Fan-ID у нас нет и не будет никакого доступа.

- Сколько болельщиков из Германии приедет в Россию?
- Ну, формально мы еще не завоевали путевку. Нам в оставшихся матчах надо набрать одно очко. Но точнее обо всем можно будет говорить, когда пройдет жеребьевка, когда определятся маршруты по городам для немецкой сборной, когда болельщики примут для себя решение. В любом случае, болельщиков будет больше, чем было в Бразилии. Там одномоментно было не более трех тысяч человек из Германии.

- Сегодня очень поменялся портрет среднего болельщика, - говорит представитель Генерального секретариата DFB Винфред Насс. – Если раньше многие приезжали, чтобы кроме футбола еще встретиться с проститутками, то сегодня очень важна культурная составляющая. Причем желательно, чтобы это было тоже связано со спортом. Должен быть, например, музей спорта, который интересен, интерактивен. Вы не поверите: даже англичане – пусть и не все – ходят теперь в такие музеи. И конечно, должна быть атмосфера праздника, атмосфера фестиваля. В Майнце, где у нас на ЧМ-2006 были англичане, самое страшное случилось.

- Драки?
- Нет , самое страшное – это то, что пиво закончилось.

Автор благодарит за помощь в организации поездки и в подготовке материала Министерство иностранных дел Германии и Гете-институт.

Новости. Футбол