Виталий Норицын: Не хочу бегать за спортсменками по лесу с палкой

Старший тренер женской сборной России рассказал, как будет проходить отбор в команду, в чем проявляется волнение молодых спортсменок и ответил на критику Ольги Якушовой.
news
1 ноября сборная России по биатлону отправится на сбор в Контиолахти, в ходе которого пройдут отборочные старты на Кубок мира и Кубок IBU. Какие изменения претерпела сборная России, почему систему отбора сделали максимально демократичной и как будут бороться с форсированием формы старший тренер женской сборной Виталий Норицын рассказал корреспонденту "Советского спорта".

«ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ПЛАНА НЕ ДОПУСТИМ ДО КОНТРОЛЬНЫХ СТАРТОВ»

- Поздравляю вас с днем тренера. Как давно вам известно об этом празднике? Вас с ним поздравили?
- Спасибо. Меня уже поздравило много народа, но отмечать пока некогда, да и знаю я об этом празднике только второй год.
- Как проходит подготовка к сбору. Все ли поедут в Контиолахти?
- Перед сбором в Рамзау в конце сентября мы прошли УМО, обследовались, у кого какие проблемы. Все были допущены до сезона. Список спортсменов висит на сайте СБР. Там все спортсменки, которые находились на централизованной подготовке и несколько биатлонисток из регионов.
- Вы будете на сборе в Контиолахти контролировать подготовку спортсменок, которые не были в вашей группе?
- В первую очередь будем контролировать лактат, который будет отображать в каких зонах спортсмен тренируется. Мы должны отслеживать, чтобы они не форсировали подготовку и не подводились к этим отборочным стартам. За две недели до первого старта рано набирать форму, даже если использовать двухпиковую систему.
- А если кто-то из региональных спортсменок нарушит эти рекомендации, но при этом пройдет в команду по очкам. Тренеры не возьмут ее в сборную?
- Да, это даже прописано в критериях отбора. За невыполнение плана мы не допустим даже до контрольных гонок. А все, кто выйдет на старт, этот допуск получат. Поэтому после драки никто кулаками махать не будет.
- Не все спортсменки, допущенные до сбора, входят в допинг-пул IBU. Что вы делаете, чтобы быть уверенными в их чистоте?
- Сами мы эту проблему не решим, но насколько мне известно, все спортсменки регулярно сдают допинг-тесты, у нас самое большое количество тестируемых. На тренировочные мероприятия допинг-контроль два раза приезжал в отель. В Финляндии у нас также будут допинг-офицеры, поэтому волноваться не о чем.
- В Финляндии сейчас достаточно снега. Насколько комфортными для вас будут трасса и условия в Контиолахти?
- Сейчас там находится Анатолий Николаевич Хованцев, который недавно присылал мне фотографии. Снега достаточно, но его еще весь не развозят. Трасса будет полностью готова уже к нашему приезду. У них такой же холодильник, как и в Тюмени. Как только появилась информация, что в Финляндии будет теплая зима и возможны проблемы со снегом, оттуда нам прислали фотографии, что у них все в порядке. Сейчас обещают погоду около нуля и ниже. Я не думаю, что проблемы со снегом будут, и все кто был в Контиолахти знают почему.
- Какие гонки будут отборочными индивидуальная и спринт, как написано на сайте СБР, или два спринта, как говорят тренеры?
- Будут два спринта, поскольку весь сезон мы бегаем подобного рода гонки, где цена промаха немного другая. Хотя в последние сезоны в индивидуальной гонке успешно выступают те же мировые лидеры. В то же время в сезоне всего две индивидуальных гонки, а потому логичнее отбирать народ по двум спринтам.
- В последние годы никогда не было столь прозрачной системы отбора перед сезоном. Всегда команду формировали на усмотрение тренеров, а сейчас даже очки считают. Почему решили дать всем почти равные шансы?
- Два года назад, когда я работал с одной группой, а Валерий Алексеевич Медведцев - с другой, у нас была похожая система. 13 человек отбиралось в состав по двум гонкам. 10 строго по очкам, а трое - тренерским решением. Тогда даже Даша Виролайнен и Света Миронова остались в России. В прошедшем сезоне был олимпийский сезон, и из-за этого не было никаких отборочных стартов, чтобы не мешать подготовке команды к Олимпийским играм. А два года назад мы проходили это. Тут есть и плюсы, и минусы.

«ВАСИЛЬЕВА НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА БЫЛА В СТРЕССОВОМ СОСТОЯНИИ»

- Так как три спортсменки основного состава выпали из обоймы, велика вероятность, что на Кубке мира появятся новые имена, такие как проявившая себя в летнем сезоне Маргарита Васильева. Эти новые девушки прибавили за время работы в команде и морально готовы к таким стартам, как Кубок мира?
- Если говорить конкретно о Рите, то в России она чувствует себя как рыба в воде. Приехав на летний чемпионат мира, она была в совершенно стрессовом состоянии. Она пыталась это скрыть в себе, но прямо на пристрелке я отвел ее в сторону и поговорил. Было видно по ее глазам, что человек начинает теряться. По ней будет тяжело давать прогнозы. Нужно будет видеть ее на Кубке мира, ведь там совсем другая обстановка, чем на летнем чемпионате мира. В Чехии не было столько народа на трибунах и не все ведущие страны участвовали в соревнованиях. Пока даже тяжело сказать, какая у кого будет реакция. Сейчас мы тренировались весь подготовительный период в России в привычной комфортной обстановке.
- Сейчас вы работаете в связке с такими опытными специалистами как Леонид Гурьев и Николай Загурский. Какую роль они играют в подготовительном процессе? Насколько вы прислушиваетесь к их мнению?
- Мы с ним много обсуждаем и по стрельбе, и по функциональным тренировкам. У нас проходят общие собрания, и они с высоты своего опыта говорят много полезных вещей, необязательно даже из нашего вида спорта. Обстановка рабочая, и никто ни на кого не давит. Мы комфортно работаем в одной связке.
- Насколько план вашей группы отличается от того, по которому работают подопечные Сергея Коновалова и Андрея Падина?
- Скелет у нас один. Пишет его Анатолий Николаевич. Есть мелочи, которые тренеры, работающие уже в группе, изменяют под конкретных людей. Когда видишь человека каждый день, понимаешь, в каком компоненте ему можно добавить и какую нагрузку убрать.
- На декабрьские этапы Кубка мира отбираются всего шесть спортсменок. Ротации в команде не будет?
- У нас шесть спортсменок поедут на первый этап, а семеро на этапы Кубка IBU, но по логистике все очень близко, поэтому уже на второй этап у нас будет возможность кого-то заменить. Обе группы будут находиться в равных условиях в горах, и мы всегда сможем произвести замену. Планируется взять молодую спортсменку, начать обкатывать, но возможно, она не будет бежать все старты, а потому шансы стартовать будут у всех 13 человек, которые поедут на этапы Кубка мира и Кубка IBU.
- Я правильно понимаю, что тренерскую wildcard отдадут именно молодежи?
- Да. Все понимают, что молодежь надо накатывать. Хотя вся команда и так молодая, почти все девчонки 1994 года и младше, но нам надо выкатывать больше молодых спортсменок, чтобы к следующей Олимпиаде подойти уже во всеоружии.
- Основной состав поедет на чемпионат Европы в Беларусь, но не поедет в Америку?
- Да. В Америке получит шанс проявить себя резерв.

«ЯКУШОВОЙ НУЖНО БЫТЬ ЧЕСТНОЙ С СОБОЙ И НАУЧИТЬСЯ АНАЛИЗИРОВАТЬ»

- Вы читали, что в ваш адрес сказала Ольга Якушова? Что можете ответить?
- Я прочитал. Это уже не первое ее интервью в таком ключе.
- Вас это не задевает? Почему спортсменка бросается такими обвинениями, только закончив карьеру?
- Здесь больше обиды. Я могу все это прокомментировать, но нам с вами вечера не хватит. Мне есть, что сказать по каждому случаю. Я всегда говорю, что могу помочь самореализоваться спортсменкам, но претензии Ольге нужно в первую очередь адресовать к себе.
- Она говорит, что сначала вы были против давать ей длительные нагрузки, а потом отправили на длительную тренировку, только потому что она есть в плане. Такая ситуация возможна в вашей команде, что план оказывается важнее текущей оценки состояния спортсменки?
- Нет. Такого разговора не было. Это вырвано из контекста. Мы обсуждали ее очередное ЭКО (этапное комплексное обследование), и зашел разговор о сердце. Я сказал, что у нее с ним полный порядок и для увеличения объема и укрепления сердечной мышцы ей не нужны длительные тренировки. Но есть еще мышечная система для развития которой нужна тренировка на 90-150 минут. Надо понимать ее направленность. К примеру, для увеличения плотности капилляров какую мы должны подобрать нагрузку, как ни эту. Конечно, мы пошли ее выполнять. У нас есть стратегия улучшения локальной выносливости, в рамках которой мы решаем одну из задач - повышение окислительной способности мышечной системы. А это одно из средств, которое его улучшает. 
- Когда вы с ней работали, она высказывала вам претензии?
- Нет. Претензий не было, но у нас было несколько разговоров по ее работе. Я не собирался бегать за ней с палкой по лесу и говорить: "Зачем ты это ставила? Зачем это ставила?" Ну считает ее личный тренер или муж, что это нужно, ради бога. Просто надо быть честной с собой и анализировать. Брать протоколы позапрошлого, прошлого сезона и смотреть, сдвинулись мы или не сдвинулись. Мы даже добегать его не успели. На "Ижевской винтовке" она сошла с гонки после первого рубежа, где на выходе проигрывала 59 секунд Рите Васильевой и 27 секунд на подходе выигрывала у победительницы гонки Насти Загоруйко. После этого она стреляет 1+2 промаха, подходит ко мне и говорит, что не может бежать совсем. Так может не в этом дело. Но если надо ей срочно на кого-то перевалить, то я не против. Пусть я буду крайним. Я не буду на всю страну рассказывать обо всех недочетах. Зачем мне это? Пожелаю ей только удачи!
- Сейчас у вас какой контакт с личными тренерами спортсменок?
- Я всегда контактировал с личными тренерами, еще когда работал в юниорской команде. Буквально перед вами мне по Рите Васильевой звонила Людмила Павловна Панова. Мы созваниваемся постоянно, так как тренеры живо интересуются своими воспитанницами.
Новости. Биатлон