Николай Круглов: Причин для паники нет

Четырехкратный чемпион мира Николай Круглов оценил шансы россиян на пятом этапе Кубка мира в Рупольдинге.
news

Сегодня в Рупольдинге стартует 5-й этап Кубка мира по биатлону. Здесь же в воскресенье завершился 4-й, во время которого наша команда не выиграла ни одной медали. Сумеет ли сборная России воспрянуть духом и улучшить результаты? Об этом мы поговорили с четырехкратным чемпионом мира по биатлону Николаем Кругловым.

«НА СТАДИОНЕ В РУПОЛЬДИНГЕ ЛЮБАЯ ОШИБКА СТОИТ ДОРОГО»

- Стадион в Рупольдинге принципиально отличается от всех прочих, -- отметил Николай. – Здесь трасса одна из самых скоростных, очень специфическая, с большим количеством крутых подъемов и не менее крутых спусков. Она очень скоростная. И вот что важно – на рубеже чаще всего практически идеальные условия для стрельбы. Стрельбище расположено немного в горе, и таким образом практически нивелируется ветровая составляющая. Там всегда достаточно спокойно. Не буду говорить, что штиль, но сильный порывистый ветер бывает крайне редко. В подобных условиях, важно стрелять не только на ноль, но еще и быстро, так как на трассе очень сложно ликвидировать отставание полученное на рубеже. Именно по этой причине на этапе в Рупольдинге традиционно самая высокая плотностью результатов. Взгляните на итоговый протокол мужской спринтерской гонки. Лидеры 10 километров проходят за 22 минуты. 21.57 – это невероятная скорость прохождения трассы. Делаем вывод: на этом стадионе любая ошибка на рубеже стоит очень дорого.

- А их пока достаточно...

- Да, на прошлом этапе не все получилось в стрельбе. Возьмем Антона Шипулина. Два штрафных круга в спринте, и вот оно отставание – 1.24. Я понимаю, что в спорте неприемлемо сослагательное наклонение, но не допусти Антон этих промахов, он бы мог реально рассчитывать на место в десятке сильнейших. Это вполне нормальный результат, особенно учитывая не самое лучшее состояние спортсмена на текущий момент. То же самое можно сказать и об остальных наших ребятах. Для Жени Гараничева вообще этап, на мой взгляд, сложился довольно удачно. Девятое место в пасьюте, седьмое в масс-старте – очень неплохой результат, особенно учитывая сегодняшнюю конкуренцию в мировом биатлоне. Да и для Макса Цветкова – 17-е и 19-е место в пасьюте и масс-старте – очень неплохо.

- Но болельщики переживают, хотят медалей.

-​ Небольшой спад, который мы наблюдали у нашей команды, вполне объясним. Не стоит забывать о том, что проведение этого этапа планировалось в Оберхофе. А там трасса принципиально иная, требующая совершенно иной подготовки. Насколько мне известно, во время новогодней паузы ребята находились в горах, и при спуске с гор, они могли просто-напросто попасть в акклиматизационную яму. Это состояние, возможно, повлияло на их общее состояние, в том числе, и на качество стрельбы. Поэтому я бы не драматизировал ситуацию. По ходу сезона парни демонстрируют очень неплохие скорости и неплохо стреляют. Не совсем удачное выступление на отдельно взятом этапе Кубка мира не говорит о том, что есть повод для переживания. Это не критично.

«РАДИ ЧЕМПИОНАТА МИРА НАДО ЧЕМ-ТО ЖЕРТВОВАТЬ»

- Александр Касперович осторожно пообещал, что на новом этапе в Рупольдинге мы увидим совсем другую команду. Возможно ли было все недостающие штрихи дорисовать так быстро, ведь перерыв между этапами – два дня?

-​ Если одна из причин данного спада - акклиматизационная яма, то двух-трех дней действительно может быть вполне достаточно для того, чтобы команда поправила свое функциональное состояние, которое влияет как на лыжегоночную подготовку, так и на качество стрельбы. И еще. Я уверен, что в качестве главной задачи на сезон, тренерским штабом было определено все-таки выступление на Чемпионате мира. Ради этого приходится чем-то жертвовать. Возможно, прошедший этап и был своего рода жертвой для того, чтобы сохранить хорошую спортивную форму на протяжении всей зимы и подойти в оптимальном состоянии именно к чемпионату мира. Вспоминая наставника нашей команды - Рикко Гросса, еще в бытность его профессиональным спортсменом, можно отметить некоторую закономерность. Бывало, что он не всегда стабильно выступал на этапах Кубка мира, но с главного старта сезона, чаще всего уезжал с медалями, в том числе, и в личных гонках. Мне кажется, было бы здорово, если бы наши ребята переняли этот опыт и использовали подобные наработки в своей подготовке. Уверен, что медали с Чемпионата мира станут отличной наградой не только для спортсменов и тренерского штаба, но и для всех любителей биатлона, болельщиков, журналистов и экспертов.

- Было бы здорово, а то ведь надвигается паника.

– Причин для паники — я не вижу! И нет повода для того, чтобы закидывать камнями нашу команду, тренеров и всех тех, кто имеет отношение к результату. В Кубке мира сейчас высочайшая конкуренция: огромное количество спортсменов претендует на попадание в десятку сильнейших, чуть меньшее – на медали. Посмотрите, какое разнообразие стран и фамилий в первой тридцатке. Норвежцы, конечно, стоят особняком. Но тут и австрийцы (Эдер выигрывает пасьют), чехи блестяще выступают (берут медали в пасьюте и в масс-старте), немцы, конечно же, французы и многие многие другие. Если мы допускаем ошибки на рубеже и находимся не в лучшей спортивной форме, то ничего удивительного в том, что нас отбрасывает в итоговом протоколе на более низкие позиции. В мужском спринте только три спортсмена из первой десятки допустили по одной ошибке, остальные семь отстреляли без штрафа. И дальше ситуация примерно такая же – многие атлеты стреляют на ноль, что дает им возможность рассчитывать на высокие места. Я уверен, что если бы наша команда продемонстрировала аналогичную стрельбу, например, в Поклюке или Антхольце, то шансов на попадание в первую десятку у нас было бы гораздо больше. Там трассы более сложные и менее скоростные, соответственно на дистанции гораздо проще ликвидировать отставание, полученное на огневых рубежах. В Рупольдинге это сделать крайне сложно.

- Случается, что мы настойчиво ссылаемся на подготовку к чемпионату мира, но потом и там не блещем.

- Никто не говорит о том, что на Чемпионате мира наши результаты должны взлететь неимоверно и мы должны показать что-то сверхъестественное. Приехать на мир и включить пятую или шестую передачу. Нет, такого не бывает. Но в то же время и держать форму на протяжении всего сезона архисложно. Немногие спортсмены могут этим похвастаться. Ну, может быть, за исключением единичных случаев. Тем не менее, подвести ребят к чемпионату мира в хорошей форме – очень важно.

«НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ? ЕЗЖАЙ НА IBU, МЫ ПРИГЛАСИМ ДРУГИХ»

- Почему у россиян традиционно, и этот сезон не исключение, много подиумов и высоких мест в тотале на Кубке IBU, но на Кубок мира ситуация не проецируется уже долгое время, особенно у женщин.

- Существует принципиальная разница между Кубком IBU и Кубком мира. Уровень первого значительно ниже, и он используется в основном как подготовительная площадка. В наших командах высокая внутренняя конкуренция за попадание в основной состав. И с одной стороны, эта конкуренция должна давать результат, а с другой – из-за нее же достаточно тяжело закрепиться молодым в основе. Когда молодежь попадает на Кубок мира, у них есть буквально несколько шансов на то, чтобы проявить себя. Если не получается -- возвращаешься обратно на Кубок IBU. Парадокс, но именно из-за высокой конкуренции в свое время не нашлось места в сборной той же Насте Кузьминой, которая больших успехов добилась, уже выступая за другую страну. В ее новой команде это место ей было гарантировано, и она получила отличную возможность набраться соревновательного опыта. Примерно такая же ситуация была и у Дарьи Домрачевой и многих других спортсменов.

- Конкуренция в мужской сборной сейчас вопросов не вызывает, но вот по поводу женской вам бы многие возразили. Девушки в основной массе показывают скромные результаты, но вновь и вновь получают место в основе.

- Не претендую на истину в последней инстанции, но мне кажется, что у девочек сейчас немного иная проблема. Она скорее системная и актуальна не только для биатлона, но и для лыжных гонок. Мы переживаем тот период, когда у нас в стране не так много девушек занимаются этими видами спорта. Как следствие, сегодня у нас просто физически некому на равных бороться с лидерами мирового биатлона. Это абсолютнейший факт. Посмотрите соревнования у лыжниц -- идентичная ситуация. Мы не конкурентоспособны в данный конкретный период. Да у нас было чудесное поколение девушек биатлонисток: Оля Зайцева, Аня Богалий, Света Ишмуратова, Оля Медведцева, Альбина Ахатова. Можно перечислять дальше и дальше. Но они закончили свою спортивную карьеру, и их не вернуть.

Наши тренеры, конечно же, стремятся к результату, и вынуждены использовать в своей работе различные стратегии. Было время, когда костяк оберегали, давали возможность проявить себя. Та стратегия себя не оправдала. Сегодня используется другой подход. Не получилось? Езжай на IBU, показывай результат там. Другое дело, что выбора остается все меньше и меньше.

- Вот так «не получилось» у Ульяны Кайшевой, которая выступила только в одной гонке в Поклюке, заняла невысокое место и снова уехала на IBU. Почему бы не дать ей возможность обкататься?

-​ Существует система отбора в команду. Она утверждена тренерским советом и доведена до спортсменов. В том случае, если спортсменка не способна закрепиться в основном составе, то мы не можем рассуждать о том, что если дать ей возможность, то она себя проявит. Это не повод, отказывать в выступлении тем спортсменам, которые показали более высокий результат, выполнили критерии отбора и заслуженно завоевали право выступать за сборную. Пожалуйста, доказывайте свою состоятельность на Кубке IBU, проявляйте себя. Никаких вопросов нет. Да, безусловно, должны быть преференции в пользу талантливых и подающих надежды спортсменов, но значит сегодня не настолько хороши их физическое состояние и готовность, чтобы выдавать им такие авансы и держать в команде. Плюс есть определенная психологическая проблема – когда ты рассчитываешь на высокий результат, а его не получаешь долгое время. Спортсмен — надламывается психологически. Поэтому, на мой взгляд, вполне логичным выглядит решение отправить его на соревнования, где конкуренция не столь высока и можно показать более высокий результат.

- То есть можно сказать, что Ульяну берегут для лучших времен.

- Я думаю, в том числе и берегут.

- Вы не отходите от темы биатлона и проявляете к ней глубокий интерес. Почему вы не посвятили себя тренерской работе?

- На сегодняшний день, наша система подготовки сборных команд вынуждает тренеров большую часть времени проводить на выезде, вдали от дома и семьи. А это очень непросто. Завершив свою спортивную карьеру, когда ты больше десяти лет жил в разъездах и подолгу не бывал дома, очень трудно подписаться на тот же самый график, став тренером. Сегодня в мире есть прецеденты принципиально иного подхода к подготовке спортсменов, учитывающего, в том числе и данный аспект. Подобные практики используют немцы, норвежцы и другие сборные. Мы же пока придерживаемся традиционных наработок. Но, думаю, что уже совсем скоро и нам придется пересматривать свои подходы в этом вопросе, так как дефицит тренерских кадров растет с каждым днем. Возможно и нам придется перейти на похожие модели. Уверен, что в случае внедрения подобных изменений, многие спортсмены, завершившие свои выступления на высоком уровне, с радостью бы рассмотрели возможность передать свой опыт молодым спортсменам и попробовали себя в качестве тренеров.

Новости. Биатлон