Формула будущего. Что роднит новейший Jaguar I-Pace с «Формулой-Е»? - Советский спорт
Матч-центр: вчера сегодня завтра
04 октября 2018 13:40Мысин Николай

Формула будущего. Что роднит новейший Jaguar I-Pace с «Формулой-Е»?

Зачем придумали чемпионат «Формулы-Е», быстро набравший большую популярность.

Зачем ведущие компании, включая Jaguar, создают в нем свои команды. И как эта серия влияет на развитие и производство современных электромобилей.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

Спорт двигают энтузиасты. Автомобильный спорт – тем более. Так было всегда. И остается теперь. В истоках любого – пусть даже самого масштабного проекта – всегда лежит идея. Дерзкая. Смелая. И неожиданная. «Формула-Е» - не исключение.

Не все ведь изначально верили, что эта серия получится успешной. Прошло четыре года с момента первой гонки – и мы можем признать, что «электро-Формула» вошла в пятерку лучших серий мира! По популярности. По росту интереса среди зрителей. По своей значимости в мире автоспорта. И по престижности – само собой.

Тут выступают сплошь звезды. Тут большинство парней когда-то ездили в «Формуле-1». Тут есть фамилии Прост и Пике – сыновья двух легенд автоспорта входят в список претендентов на титул! А выступал еще и Сенна-младший (правда, не сын, но племянник великого Айртона). Тут есть мастодонты и зубры – вроде Ника Хайдфельда. Тут есть пилоты, которым только прочат великое будущее (как, например, Митч Эванс). Тут японец Камуи Кобаяши выступает под флагом Монако, поскольку именно в этой стране получил последнюю лицензию от ФИА. Да, тут возможны любые чудеса! 20 машин на старте. В самых красивых мегаполисах планеты – от Рима до Гонконга и Нью-Йорка. На суперсовременных болидах. Борьба – на каждом метре трассы. В течение всей дистанции гонки. Бескомпромиссная, интригующая и захватывающая. То, что так редко встретишь в других сериях. Неудивительно, что популярность «Формулы Е» растет стахановскими темпами. Десятки тысяч зрителей на трибунах. Миллионы болельщиков у экранов. Кто думал, что внимание к новой серии так быстро вырастет за четыре года?

А секрет прост. Во-первых – людям нравится интрига. А во-вторых – люди уже заглядывают в будущее. В то самое будущее, где цена на бензин больше не будет волновать автовладельцев, как сейчас. Где все пересядут на электромобили. Бесшумные, экологичные, немаловажно – экономные! - и быстрые. Ничто не приближает это будущее так резко, как «Формула-Е». Отсюда – и такой интерес к этой серии. Не только от болельщиков. Но и со стороны крупнейших автомобильных компаний.

ЭЛЕКТРОБОЛИДЫ

Вся суть «Формулы Е» - в электричестве. Точнее – в продвижении электродвигателей. Наглядно показать, что с такой силовой установкой болиды могут быть столь же быстрыми, как в той же «Формуле-1». Так задумывалось еще в 2012-м, когда появилась идея создать чемпионат. Такой концепции организаторы следуют и теперь – когда прошло уже четыре сезона «электрической Формулы».

Болиды – быстрые, да! Мощность – до 250 л.с. (180 кВт в предстоящем сезоне). И это – только в гоночном режиме. В квалификации ее можно поднять почти вдвое. Разгон 0-100 км/ч – менее 3 секунд. Максимальная скорость – 225 км/ч, и то - лишь из-за ограничения по регламенту. Для городских трасс (а в «Формуле-Е» выступают лишь на таких) – более, чем достаточно! На дистанцию гонки одной батареи не хватит, так что пилоты выступают на двух машинах по ходу заезда. Смена болида на пит-стопе – отдельный элемент, который добавляет интриги и драйва. Следить за этим – реально интересно!

Один из базовых приоритетов серии – экономия. В первую очередь – на содержании команды. Бюджет «конюшни» в год может составить 3-5 миллиона евро. Копейки по сравнению с той же «Формулой-1»! Но в этом и смысл. Показать всему миру, что устраивать интересные гонки вполне возможно без многомиллионных затрат. При этом изначально в целях той же экономии чемпионат предполагался в жанре «моносерии». Один производитель шасси, один производитель двигателя. На все «конюшни».

Вот тут возник нюанс.

Ведь главная задача – развивать электрические силовые установки! А какое развитие без конкуренции? Концепцию серьезно изменили. Уже со второго сезона (первый прошел в 2014-2015 годах) от моносерии отказались. Шасси оставили одно для всех. А вот по части самих двигателей производителям дали карт-бланш. Идите все, кто хочет! Соревнуйтесь! Доказывайте, что вы – прогрессивнее, сильнее, смелее, успешнее остальных!

И этот шаг принес плоды. Производители откликнулись. Всем захотелось принять участие в гонке. Не в смысле – в гонке на трассе. А в смысле - гонки разработчиков. И инженеров. В «Формулу-Е» пришли ведущие автокомпании. И «Ягуар» был в первых рядах.

ПРОГРЕСС JAGUAR

- Сегодня мы открываем новую главу в истории Jaguar Racing, - рассказывал тогда Герд Мойзер, председатель Panasonic Jaguar Racing, - Мы рады вернуться в автомобильный спорт и стать первым производителем автомобилей премиум-класса, который участвует в «Формуле-Е». Будущее меняется, и мы – часть этих перемен. Мы рады, что новое поколение поклонников Jaguar Racing сможет разделить с нами это захватывающее приключение.

- В ближайшие пять лет автомобильную отрасль ждут более значительные перемены, чем те, что произошли за последние три десятилетия, - добавил директор по разработке модельного ряда Jaguar Land Rover Ник Роджерс. – Этот чемпионат позволит испытать наши инновационные технологии в экстремальных условиях. Мы будем учитывать всю полученную информацию при разработке новых продуктов. В Jaguar Land Rover трудится 9 000 инженеров, и на их профессионализм мы будем опираться в работе, конечная цель которой – раздвинуть границы применения электрических технологий в автоспорте.

Команда Jaguar дебютировала в «Формуле-Е» в сезоне 2016-2017 и уже на четвертом этапе – в Мексике - новозеландец Митч Эванс едва не поднялся на подиум. Первый год принес немало опыта и позволил добиться серьезного прогресса перед очередным чемпионатом. Не обошлось без изменений в составе – напарником Эванса вместо британца Адама Кэролла стал бразилец Нельсон Пике – сын трехкратного чемпиона мира «Формулы-1» и сам бывший пилот этой серии. Результаты серьезно улучшились. В сезоне 2017-2018 Митч стал третьим в Гонконге и регулярно претендовал на подиум, как и его новый партнер. Если в первый год Panasonic Jaguar Racing заработала 27 очков, то во втором – уже 119, а оба ее гонщика вошли в десятку лучших общего зачета!

- Мы сделали большой шаг вперед, - признал директор команды Джеймс Баркли. – Считаю, что мы стали лучшими в плане прогресса. За прошедший год мы получили массу опыта и заработали очки практически в каждом заезде. Мы обязательно учтем свои ошибки и проработаем их к новому сезону. Хотел бы поблагодарить всю команду и наших партнеров за их самоотдачу и труд. Нам всем предстоит работать еще усерднее, чтобы к началу нового чемпионата стать сильнее, выносливее, лучше.

ЧЕГО ЖДАТЬ В НОВОМ СЕЗОНЕ?

Очередной чемпионате «Формулы-Е» стартует 15 декабря в столице Саудовской Аравии - Эр-Рияде. И Jaguar Racing, если продолжит прогрессировать прежними темпами, явно будет бороться за победу. Не только на отдельных этапах. Но и в общем зачете. Цель именно такова – занимать исключительно высшие ступени пьедестала в каждой гонке. Состав пилотов подтвержден – Нельсон Пике-младший и Митч Эванс продолжать выступать за команду. Хотя главное даже не в этом. Главное – в Jaguar Racing подготовили новую силовую установку, которая должна принести весомое преимущество над конкурентами.

Сама установка разрабатывалась в рамках миссии «Race to Innovate» - «Гонка во имя инноваций».

Среди уникальных элементов агрегата представлены мотор-генераторная установка (MGU), карбидокремниевый модульный инвертор, трансмиссия, охлаждающая система, подвеска, блок управления двигателя (MCU) и новое программное обеспечение. Количество оборотов усовершенствованной мотор-генераторной установки превышает 30 тысяч в минуту – вдвое больше, чем у болидов «Формулы-1» 2018 года. Это позволяет Jaguar I-TYPE 3 разгоняться с места до 100 км/ч всего за 2,8 секунды. Повышенная эффективность вкупе с сохраненной массой делают новый двигатель мощностью 335 л.с. на 25 процентов эффективнее, чем у предыдущей версии болида – I-TYPE 2. В целом Jaguar I-TYPE 3 получил около 800 доработок по сравнению с предшественником. А вместе Jaguar I-TYPE 2 и I-TYPE 3 получили свыше тысячи улучшений за прошедшие два сезона!

Усовершенствованная технология батареи позволяет Jaguar и всем остальным командам-участницам чемпионата избежать обязательной смены болида в середине заезда. В предстоящем сезоне Formula E будет введен режим «Attack Mode»: в течение определенного времени и после преодоления специальной зоны пилоты смогут проехать участок трассы, используя болид на максимальную мощность. Когда пилот активирует «Attack Mode», светодиодные фары Halo (новая технология безопасности, сертифицированная FIA) меняют цвет, что позволяет зрителям понять, кто из пилотов движется с максимальной мощностью.

- Jaguar Racing достигла больших успехов за то небольшое время, что мы участвуем в «Формуле-Е», - отмечает Баркли. - И мы рассчитываем, что с премьерой нового гоночного болида мы добьемся еще больших результатов. Все команды присоединились к чемпионату на одинаковых позициях и практически в одно время. Но мы стали единственной командой, которая разработала силовой агрегат собственными силами, что сможет дать нам существенное преимущество. Современные технологии развиваются невероятно быстрыми темпами, и новое поколение болидов станет прекрасной экспериментальной платформой, призванной помочь нам в разработке батарей повышенной мощности для наших серийных электрокаров.

РАДИ ЧЕГО ВСЕ ЭТО?

В конце концов – ведь чем прекрасен автоспорт? Помимо, собственно, жаркой борьбы на трассах? Он – двигатель прогресса. Он позволяет придумать, создать и проверить в экстремальных условиях технологические решения будущего, которые рано или поздно приходят в обычную повседневную жизнь. Даже такой простейший элемент, как зеркала заднего вида, впервые появились именно на гоночных машинах! И в автоспорте в самом по себе нет особого смысла, если он не приносит пользу автомобилестроению в целом.

А он приносит!

Именно этим так ценна «Формула-Е». Сейчас, в эпоху, когда электромобили становятся все популярнее. Если вы не профессиональный пилот, то вряд ли сядете за руль болида, на котором выступают в чемпионате мира. Но вы можете сесть в Jaguar I-Pace – электрический кроссовер, словно прибывший из будущего. В котором собрано все лучшее, что есть сейчас в распоряжении инженеров. То, что опробовано в том числе в «Формуле-Е». И поверьте – восторг вы испытаете не меньший, чем от настоящего болида.

А выглядит I-Pace даже ярче и круче!

13/05 18:08Фигурное катание
Битва в купальниках: Туктамышева и Загитова устроили новую дуэльЛучшие фигуристки мира Алина Загитова и Елизавета Туктамышева продолжают соревноваться, даже покинув лед на время отпуска. И эта битва - погорячее прежних.
26/03 16:30Биатлон
«Логинов готов конкурировать с Бе». Оценки биатлонистам за сезонУ биатлонистов в календаре остался только чемпионат России, который пройдет в Тюмени с 28 марта по 2 апреля. Поэтому с полным основанием можно начинать подводить итоги сезона. Сегодня – о выступлении мужской сборной.
26/05 18:03Футбол
Антон Шунин: «Столько динамовских болельщиков я не видел никогда»После матча «Динамо» с «Арсеналом» (3:3), своими эмоциями поделились Антон Шунин, Владимир Рыков, Кирилл Панченко, Мигель Кардозу, а также Резиуан Мирзов.
25/05 15:30Хоккей
«А Якушев просто стоял и молчал». Блог хоккейного болельщикаНе лучший повод для воспоминаний накануне решающих матчей, но что было – то было. Публикуем новую запись в блоге хоккейного болельщика.
16/05 08:00Бокс
Евгений Тищенко: Мне нужно равняться на УсикаОлимпийский чемпион Евгений Тищенко назвал сроки своего следующего поединка, рассказал о знакомстве с Геннадием Головкиным и выразил восхищение Александром Усиком.
11/05 17:00Фигурное катание
Загитова и Медведева – лишь спусковой крючок. Россия и без них заболела бы «фигуркой»Пытаемся разобраться: с чем связан резкий скачок популярности фигурного катания в нашей стране.
05/05 09:00Бокс
Бетербиева бросили ради фехтовальщиковВ ночь на воскресенье в США свои очередные победы одержали чемпион мира в полутяжелом весе россиянин Артур Бетербиев и чемпион мира в среднем весе мексиканец Сауль Альварес.
26/05 16:55Футбол
Мало, Федя, мало! Всё - о бомбардирахЛучшим в споре бомбардиров завершившегося чемпионата РПЛ с пятнадцатью мячами стал 21-летний форвард ЦСКА Федор Чалов.
26/05 07:00Хоккей
Сегодня финал. Увы, без сборной России«Советский спорт» прощается с чемпионатом мира и предлагает вашему вниманию традиционный анонс заключительного игрового дня.
21/03 12:00Биатлон
Дмитрий Ярошенко: Логинов – это современный ДрачевСегодня в норвежском Холменколлене стартует заключительный этап Кубка мира по биатлону.
26/05 17:38Футбол
Кононов так и не построил команду. «Спартак» – это осколки. Колонка Алексея АндроноваВоистину, история повторяется в виде фарса. В прошлом сезоне, проиграв в последнем туре «Динамо», «Спартак» пропустил в Лигу чемпионов ЦСКА. Теперь новый подарок армейцам - поражение в Оренбурге.
25/05 20:45Хоккей
10 причин почему сборная России уступила финнам в полуфиналеКорреспондент «Советского спорта» подробно разобрал полуфинал чемпионата мира между сборными России и Финляндии.
27/03 19:47Биатлон
Книга рекордов Йоханнеса. Изучаем суперсезон Бе-младшегоКубок мира-2018/19 завершился полным триумфом норвежца Йоханнеса Бе, установившего массу всевозможных рекордов.
29/04 15:27Фигурное катание
Загитова, Медведева, Туктамышева и все-все-все. Откуда взялась эта толпа?Почему наибольших успехов Россия теперь добивается в женском одиночном катании, где у нас невиданное изобилие прекрасных фигуристок?
25/05 18:00Теннис
Битва за Париж. Пять главных интриг «Ролан Гарроса»В воскресенье в Париже стартует второй в сезоне турнир «Большого шлема». «Советский спорт» собрал пять основных вопросов по предстоящему «Ролан Гарросу». Ответы узнаем в течение ближайших двух недель.
25/05 22:45Хоккей
Канада – да, Россия – нет. Неутешительные итоги полуфиналовМы все ждали финал Россия – Канада. Но его не будет.
26/05 20:15Хоккей
Крушение «Красной машины». Кто не справился с управлением?Общеизвестно, что Валерий Лобановский любил афоризмы. Один из любимых гласил: «Все будет так, как должно быть. Даже если будет иначе».
24/03 18:30Биатлон
Теперь можно оторваться по-полной. Вирер выиграла Кубок мираПоследняя гонка сезона принесла Большой хрустальный глобус Доротее Вирер, а малый в зачете масс-стартов она уступила шведке Ханне Оберг. Анастасия Кузьмина завершила карьеру. 
23/05 22:45Теннис
Кто покорит Париж? Итоги жеребьевки «Ролан Гаррос»В четверг в столице Франции прошла жеребьевка второго в сезоне турнира «Большого шлема». «Советский спорт» изучил ее результаты и спрогнозировал, какие результаты могут показать в Париже российские теннисисты.
25/05 20:00Хоккей
Федор Канарейкин: Финны сыграли в правильный хоккей, лишили нас свободыЗаслуженный тренер России – о причинах поражения сборной России от команды Финляндии в полуфинале ЧМ-2019.
03/05 15:00Фигурное катание
Фигурномания накрыла наше ТВ. Как Загитова с Медведевой выбили биатлон из топ-3Ажиотаж вокруг фигурного катания в России отразился на телевизионных рейтингах: в списке самых смотрибельных трансляций-2019 лидирует не футбол и не хоккей.
03/05 21:12Теннис
Сладкие парочки. Пять однополых браков в мире спортаИрен Вюст и Летиция де Йонг, Мартина Навратилова и «Мисс СССР», соперницы по женскому теннисному Туру и брак Кастер Семени с подругой по команде.
26/05 13:09Футбол
Прощание с премьер-лигой: «Локо» остался вторым, ЦСКА обошел «Спартак». Как это былоЗавершились все восемь матчей последнего тура премьер-лиги. Интриг больше нет. Вот как развивались события сегодня.
26/05 19:45Хоккей
Сборная России взяла бронзу благодаря ВасилевскомуРоссияне через не могу одержали победу над чехами 3:2 по буллитам.
21/04 17:30Теннис
Медведев не сорвал джекпот в Монте-Карло. Но все равно провел супертурнир!На «Мастерсе» в Монте-Карло Даниил Медведев впервые в карьере обыграл Новака Джоковича, вышел в полуфинал и едва не поборолся за титул. Правда, к сожалению, сенсационно уступил Душану Лайовичу.
22/03 22:30Биатлон
Француз Фийон-Майе наступил на пятки ЛогиновуБорьба за второе место в общем зачете Кубка мира обострилась.
25/05 22:00Футбол
Ретро-победы и новый гимн: как откроется обновленный стадион «Динамо»В воскресенье, 26 мая ровно в 14.00 мск будет сделан первый удар на обновленном стадионе «Динамо».
04/05 21:05ММА
Александр Шлеменко: В прошлый раз я застрял в вонючем ринге… Мне удобней в клеткеРоссийский боец - о победе над Вискарди Андраде на турнире RCC 6.
24/05 13:00ММА
5:0 и чумовой нокаут! Россияне триумфально стартовали во втором сезоне PFL (видео)В ночь на пятницу в Юниондэйле (США) прошел второй этап регулярного сезона чемпионата PFL – американской лиги смешанных единоборств, которая заметно отличается от других промоушенов.
06/05 10:33ММА
Саадулаева послали в глухой нокаут, а Шлеменко ведет переговоры с UFC. Главное в ММА за неделюАлександр Шлеменко одержал яркую победу на турнире в Челябинске, UFC закрывает наилегчайший дивизион, а Юсуп Саадулаев был жестко нокаутирован на турнире One.