Анатолий Карпов: …И Корчной смахнул фигуры с доски

Анатолий Карпов о турнире своего имени, о злоключениях наших олимпийцев, предстоящем матче Карлсен – Карякин и Викторе Корчном.
news

12-й чемпион мира по шахматам, депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Анатолий Карпов в интервью Sovsport.ru рассказал о турнире своего имени, о злоключениях наших олимпийцев, предстоящем матче Карлсен – Карякин и Викторе Корчном.

ГРОССМЕЙСТЕР ИЗ САЛЕХАРДА

- Вы недавно открывали турнир своего имени в Пойковском. Вряд ли многие знают, где этот город находится.
- Это Ханты-Мансийский автономный округ. Турнир традиционный, первый прошел еще в 2000 году, - поясняет Анатолий Евгеньевич. - Из круговых турниров - один из лучших в мире. Где в наше время еще играют по круговой системе? В тройке лучших, кроме нашего турнира, еще турниры в Вейк-ан-Зее и Дортмунде.

- Почему выбрано столь необычное место?
- В начале 2000 года я побывал на Ямале и в Ханты-Мансийске. С губернатором Ямала мы открыли полярную шахматную школу в Салехарде. Там прекрасно работает директором гроссмейстер Александр Потапов. У нас уже есть один фантастический результат: слушательница этой школы Саша Горячкина четыре года назад стала самым молодым гроссмейстером мира среди женщин, а в прошлом году выиграла чемпионат России.

Через месяц я побывал в Нефтеюганске. Рассказал там, что мы сделали в Салехарде, и глава района заразился идеей: «Давайте и у нас откроем школу». А затем предложил провести турнир. Чтобы дети учились, смотрели, как играют гроссмейстеры. Для проведения выбрали город Пойковский. За 17 лет в нашем турнире сыграли 69 шахматистов из первой сотни.

- Как уговорить гроссмейстеров поехать в такую даль?
- Для начала нам нужно было вписаться в международный календарь, это удалось. А на счет расстояния, не так все страшно. Самолетом участники летят до Сургута, там их встречают машины. От Сургута до Пойковского – 200 км.

Как уговорить? Я считаю, с точки зрения теплоты приема, быта наш турнир -номер один в мире. Хотя по призовым мы и уступаем другим соревнованиям. Но у нас особый состав: мы не приглашаем скандалистов, гроссмейстеров, которых подозревали в сговоре. Поэтому все уже прониклись атмосферой.

Уровень турнира постепенно рос.

- Кто играет в нынешнем, 17-м, турнире имени Анатолия Карпова?
- Нам удалось собрать очень сильный состав. Россияне Дмитрий Андрейкин,Дмитрий Яковенко, Александр Мотылев. Наш двукратный победитель, лучший шахматист Молдавии Виорел Бологан, чемпион Польши Радослав Войташек. Гроссмейстеры из Израиля Эмиль Сутовский и Илья Смирин. Очень сильный украинский шахматист Антон Коробов.

Обязательно в это время мы проводим детские соревнования. Приезжают ребятишки из разных городов Нефтюганского района. В Хантах во всех городах есть филиалы школы Анатолия Карпова. На открытии турнира губернатор Ханты-Мансийского округа Наталья Комарова сделала нам всем отличный подарок: с нового учебного года в школах Югры вводят обязательный урок шахмат.

«ЗРЯ МЫ ПОШЛИ В CAS»

- Вы наверняка следили за сагой с нашими олимпийцами. Что об этом думаете?
- Себастьян Коу (президент ИААФ. – Прим. ред.) вынес решение об отстранении уличенных в допинге спортсменов. На этом он не остановился и пошел дальше: влез не в свое дело - решил отстранить легкоатлетов из одной страны и лишить их возможности выступать под флагом России. - возмущается Анатолий Евгеньевич. - Это прерогатива МОК. Что касается заключения ВАДА: оно занимается серьезными вопросами, определяет, применял спортсмен допинг или нет, допускать его к соревнованиям или нет. но не этой организации решать – допускать целую страну к олимпийским игра или нет.

- Решение МОК нарушает 45-ю статью Олимпийской хартии, в которой говорится, что спортсмен не может быть наказан дважды за одно нарушение. Наши спортсмены отбыли наказание на свои прегрешения, а их еще и на Олимпиаду не пустили.
- Полностью согласен. Думаю, что было дикое давление на членов исполкома МОК, они просто не решились принять другое решение. Меня поразило заявление председателя Спортивного арбитражного суда (CAS), который заявил, что они единогласно проголосовали отклонить апелляцию российских легкоатлетов. Я вообще не понимаю, зачем мы пошли в CAS?!

- А что было делать в такой ситуации?
- Коу заявил, что те, кто уличен в допинге, не смогут принимать участия в Олимпиаде. Потом он заявил: те, кто не уличен в допинге, могут принимать участие при дополнительных условиях, но не под российским флагом. МОК не согласился с этой позицией ИААФ, но сразу решения не вынес.

Если б мы не поторопились, не пошли в арбитражный суд, МОК принял бы такое же решение по легкоатлетам, как и по другим нашим спортсменам. Но после вердикта Спортивного арбитражного суда МОК уже не мог допустить наших легкоатлетов до Олимпиады.

- Почему вас поразило заявление председателя CAS?
- Потому что комиссия формируется из трех арбитров. Одного нанимает одна сторона, в данном случае Россия, и оплачивает его работу, другого – ИААФ, которая второму арбитру платит. Третий судья является председателем. И решение арбитража – всегда решение председательствующего, в зависимости от того, чью сторону он займет. Но в данном случае он сказал, что решение принято единогласно. Тогда получается, что арбитр, которого мы наняли, проголосовал против России? Я когда это услышал, у меня глаза на лоб полезли.

- Но ведь проблема допинга существует.
- Я ни в коей мере не оправдываю применение спортсменами допинга. Это опасно, это чистой воды жульничество. Во многих странах – это уголовно наказуемое жульничество. Но при рассмотрении допинговых дел не должно быть никакой политики, решения должны быть чистые и доказанные. Контроль должны осуществлять беспристрастные люди.

Слава богу, в шахматах нет допинга. Хотя в свое время нам пытались поставить допинг-контроль на алкоголь. Надо же придумать такое? Как может человек, приняв алкоголь, хорошо играть в шахматы?

«КАРЯКИНУ С КАРЛСЕНОМ ПОКА ДАЛЕКО ДО НАС С ФИШЕРОМ»

- В ноябре в Нью-Йорке пройдет матч за шахматную корону между чемпионом мира норвежцем Магнусом Карлсеном и российским гроссмейстером Сергеем Карякиным. Некоторые сравнивают этот матч с вашим матчем против Роберта Фишера, который должен был пройти в 1975 году, но так и не состоялся.
- Пока еще Карлсен не дошел до уровня Фишера. У него нет той яркости, присущей американцу. Так что с этой стороны – несравнимо. Да и Сережа Карякин, при всей моей симпатии к нему, еще тоже не добрался до моего уровня. Поэтому это будет матч не того масштаба, каким мог стать наш матч с Фишером. Но при этом очень интересный. Рад, что Сергею удалось добраться до матча за корону.

- Вы видели в нем такой потенциал?
- Я познакомился с Сергеем, когда ему было лет 17-18, он уже отличался прекрасной памятью и энциклопедическими знаниями. Тогда я посчитал, что пройдет 3-4 года, и он выберется на чемпиона мира, так и получилось. Разве что в прогнозе я ошибся лет на пять. Сергею будет очень непросто. У Карякина это первый матч на первенстве мира, а у Карлсена – третий.

- Карлсен – уникальное явление?
- Когда я стал чемпионом мира в 1975 году, в Норвегии не было ни одного гроссмейстера. Я, кстати, побывал в том шахматном клубе в центре Осло, где рос Магнус. Это три небольших комнаты - все. Как раз там и встретились сильнейший гроссмейстер Норвегии Семен Агдестейн и Карлсен. Тогда Семен, возглавлял сборную Норвегии по шахматам, в то же самое время играл и за национальную сборную страны по футболу. Это уникальный случай. Поэтому Карлсен блестяще подготовлен не только морально, но и физически, он заимствовал это у тренера, кем и был для него Агдестейн. Карякин тоже уделяет внимание физподготовке. Но у Магнуса попрочнее нервная система и выше выносливость.

- Вы же общались с Магнусом. Он не говорил: не на ваших ли партиях рос?
- А на чьих еще ему было расти?! Даже по стилю видно, что он близок ко мне. Уверен, что Семен (Агдестейн. – Прим. ред.) оказывал на него влияние. Так же, как и Каспаров, который появился к тому времени. Но мои партии, наверное, были тогда основными при учебе.

- Какое впечатление производит Магнус?
- Человек он закрытый, но при этом совсем не сложный в общении. Что меня в нем подкупает? В отличие от Крамника и Ананда (экс-чемпионы мира. – Прим. ред.) в нем присутствует ответственность чемпиона мира перед человечеством. Он понимает, что должен быть лидером и должен продвигать шахматы.

- Такое ощущение, что нынешнее поколение гроссмейстеров Карлсена побаивается. Но Сергей не раз говорил, что не боится чемпиона мира, несмотря на отрицательную разницу встреч между ними.
- Боятся ли Карлсена? Возможно. В свое время и меня боялись, и Каспарова, и Фишера. Но главное преимущество Магнуса в том, что он на победу играет как простые, так и равные позиции. А у Сережи, к сожалению, такого нет. Прогнозы я обычно не даю, но считаю, что шансы на победу у Карлсена более предпочтительные.

- Вы с Карякиным часто играете в блиц. Кто чаще побеждает?
- Раньше я его побеждал. Но в последнее время я убавил, а он прибавил. Дело в том, что мне тяжело играть, потому что я за теорией не слежу, а он в теме, он наигран. Но, тем не менее, я сопротивляюсь и сопротивляюсь серьезно.

«ВЗЯЛ КОРОНУ – ТАК ДЕРЖИ ЕЕ»

- Говорят, что в 70-е годы в Москве было только три «Мерседеса» новой модели - у Карпова, Брежнева и Высоцкого. Это правда?
- Да, даже у послов не было таких - это 350-я модель. Ее тогда только начали выпускать. Как я получил машину? В договоре значилось, что если выиграю открытый чемпионат Западной Германии, а затем проведу турне по стране, то мне за это положен «Мерседес». Так все и получилось. Я сам ездил на завод, выбирал машину. Кстати, я один из немногих людей в Советском Союзе, у которого были договоры по работе с ГДР и ФРГ.

- Вам не намекали высокие чиновники: «Мол, Анатолий, такая машина только у Леонида Ильича. Нескромно как-то»?
- Нет, такого не было. Думаю, никто не осмелился такое мне сказать.

- Знаменитый сюжет в программе «Время», когда Брежнев вас награждал после победы в матче на первенство мира над Корчным в 1978 году. Фразы Леонида Ильича стали крылатыми: «Следя за Багио, мы тут за сердце хватались» и «Взял корону – так держи ее». Какие чувства тогда испытывали?
- Конечно, это было почетно и приятно. Фраза про корону стала уже классической. В тот день Брежнев в Кремле вручал награды целой группе. Нас было человек девять из команды, которая работала на матче в Багио. Я получил самую низкую награду в нашей группе - орден Трудового Красного Знамени.

- Почему не орден Ленина?
- Такое предложение было вынесено на заседание Политбюро. И когда уже все готовы были его поддержать, кто-то из членов Политбюро вспомнил, что на прошлом заседании они приняли принципиальное решение: кто не имеет ордена Трудового Красного знамени, не может быть награжден орденом Ленина. И кто-то задался вопросом: что же мы сразу будем вносить исключения в наше же недавнее решение? И тогда кто-то сказал, что Карпов еще молодой и успеет заработать орден Ленина, - смеется Анатолий Евгеньевич. - Через три года, победив второй раз Корчного в матче за корону, я все-таки получил орден Ленина.

«КОРЧНОЙ СКАЗАЛ: НА РУБЛИ ИГРАТЬ НЕИНТЕРЕСНО»

- Недавно умер Виктор Корчной. Великий шахматист и непростой человек. Что можете о нем сказать?
- Да, он был сложным человеком. Корчной просто ненавидел своих соперников. Даже со своим другом Тиграном Петросяном после матча они расстались врагами, так и не помирившись до смерти Петросяна. Но если говорить о моих отношениях с Виктором, то они были дружескими.

- Это вначале вашей карьеры?
- Да, мы часто играли у него дома, вместе анализировали партии. Но Виктор Львович очень завистливо и ревниво относился ко всем потенциальным соперникам.

Как-то на турнире в Москве я его опередил. Тогда Корчной сказал, что на рубли играть неинтересно, вот если сыграем на валюту, то посмотрим, кто из нас выиграет. Мы поехали на турнир в Гастингс, я лидировал, а Виктор кое-как догнал меня, и мы поделили 1-2-е место.

В наших отношениях возникло напряжение, когда он почувствовал, что у него растет большой соперник.

- Как прошла ваша встреча, когда вы впервые после двух матчей на первенство мира (в 1978-м и 1981 г.г. - Прим. ред.) встретились с ним в турнире?
- Это было в 1986-м в Брюсселе. Я боролся за первое место с Каспаровым. А Корчной, как известно, всегда болел за Каспарова. Мы встретились в последнем туре, он играл белыми, и я почувствовал, что он хочет играть на ничью, а ничья очень была нужна Каспарову. И в какой-то момент Корчной мне предложил эту ничью, но я отказался. У меня было микроскопическое преимущество черными. Я хотел из этого что-то выжать. Но если он не ошибется, то дело должно завершится ничьей.

- Ошибся?
- В какой-то момент возник форсированный размен фигур, который вел к ничейному исходу. Корчной посмотрел на меня: «Мол, не хотел соглашаться на ничью – так получи ее». И он так издевательски смотрит на меня и делает ход, путая очередность. И тут Корчной видит в моих глазах ужас. И, посмотрев на доску, понимает, что сделал не тот ход, после чего я получаю огромное преимущество.

- И какова была его реакция?
- Он скинул все фигуры с доски, крикнул мне что-то обидное и убежал. В пресс-центре шла автоматическая трансляция. И тут на экране с нашей доски слетают все фигуры. Люди не понимая, что произошло, ринулись в зал, а навстречу им бежит Корчной...

Но это был единственный раз, когда у нас с ним возник конфликт. Потом мы как-то играли в Голландии, у нас уже были нормальные отношения. Мы там даже пару раз в бридж сыграли.

В уже в 2000-е годы он даже играл за мою команду в чемпионате России. Хотя там были представители только Южного Урала, а Корчной был гражданином Швейцарии.

Он всю свою жизнь посвятил шахматам и сделал для них очень много. Это был шахматный человек.

Новости. Шахматы