Сын Михаэля и сын миллиардера. Как сложится борьба Мазепина с Шумахером?

В 2021 году в составе «Хааса» дебютируют Мик Шумахер и Никита Мазепин. «Советский спорт» сравнил двух гонщиков и задался вопросом – кто окажется лучше?
news

МИК ШУМАХЕР

ПУТЬ В «ФОРМУЛУ-1»

Наверное, у Мика не было шансов не стать гонщиком. Его отец был семикратным чемпионом мира, дядя выиграл шесть «Гран-при» и тоже однажды боролся за титул. За руль болида маленький Шумахер впервые сел уже в год – конечно, под контролем Михаэля.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от FORMULA 1® (@f1)

В девять лет он уже всерьез занялся картингом. В 2013-м стал третьим в чемпионате Германии среди юниоров. В том же году, в декабре, он был рядом с отцом на горнолыжной трассе во Франции, когда роковое падение Михаэля изменило жизнь семьи Шумахеров на «до» и «после». Сложно сказать, насколько семикратный чемпион с тех пор осознает успехи сына, но ему точно можно им гордиться.

В 2017 году Мик дебютировал в европейской «Формуле-3» и на второй сезон взял в ней титул. В 2019-м он перешел в «Формулу-2»  и снова покорил серию годом позже. Его появление в «Ф1» было лишь вопросом времени. И вот он случится – молодой немец подписал контракт с «Хаасом».

В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ?

Тем не менее, болельщики и эксперты до конца не понимают истинный потенциал Шумахера-младшего. С одной стороны, прогресс в его карьере очевиден. С другой  Мик с ранних лет был окутан вниманием и заботой со стороны спонсоров и крупных компаний. Его давно взяла под крыло Академия пилотов «Феррари», его активно продвигают как будущую суперзвезду, поскольку это выгодно – продать фамилию «Шумахер» можно невероятно дорого! И надо ли говорить, что в автоспорте успех зависит далеко не только от таланта пилота? Очень многое решают даже не деньги (они у Мика, как понимаете, есть), но и поддержка, сопровождение, помощь со стороны команд. А в молодежных сериях это заметно особенно.

При этом сам Шумахер не «разрывал» соперников с первых лет в каждой серии, как это делали суперталанты вроде Джорджа Рассела или Шарля Леклера. Не демонстрировал уже в юном возрасте очевидный потенциал чемпиона, как Макс Ферстаппен. Дебют в «Формуле-3» он фактически провалил, оставшись лишь 12-м в чемпионате – позади Ландо Норриса (выиграл титул), Каллума Айлотта, Фердинанда Габсбурга (потомок императорской династии сейчас гоняется в DTM), Джехана Дарувалы и того же Мазепина. Он и сезон-2018 начал ни шатко ни валко, пока во второй половине внезапно не выдал серию из пяти побед подряд, которая обеспечила ему чемпионство. И было глупо отрицать, что на столь резкий взлет Шумахера не повлияла помощь команды. Хотя его напарник в том году, дебютант Роберт Шварцман, не так и сильно отстал от Мика, заняв третье место.

В «Формуле-2» первый год тоже не сложился – всего одна победа (спринт в Венгрии), отсутствие других подиумов и та же 12-я строчка в абсолюте. Даже позади погибшего в Спа Антуана Юбера. Начало сезона-2020 Шумахер без вариантов проиграл вновь ставшему его партнером по «Преме» Шварцману, а свои позиции резко усилил опять же во второй половине. В итоге немец все же стал чемпионом, но с относительно небольшим превосходством над Айлоттом (всего 14 очков – победители «Ф2» предыдущих трех лет «привозили» соперникам по 50 и более!). При этом на его счету – всего две победы (у Айлотта, Цуноды и Друговича – по три, у Шварцмана – вообще четыре!), отсутствие поулов и лишь два быстрых круга, добытых на последнем этапе в Бахрейне.

В общем, титул титулом, но однозначно сказать, что Мик действительно на порядок сильнее ровесников, никак не выходит. Плюс нельзя не отметить определенную лояльность судей к гонщику. Например, в этом году его не наказали ни за столкновение со Шварцманом, которое стоило Роберу победы или минимум подиума в спринте в Англии (а, может, и титула).

Late-race drama in @FIA_F2's Sprint Race on Sunday 😱

Leading pair Schumacher and Shwartzman came together at Brooklands with just a couple of laps to go! 💥#F2 #RoadToF1pic.twitter.com/wvsKlMhkRc

— Formula 1 (@F1) August 10, 2020

Ни, например, за вынос Роя Ниссани в квалификации на «Сахире».

HUGE implications for the championship?! 😳

Leader Schumacher collides with Nissany in qualifying and is set to start towards the back of the grid 😱#SakhirGP 🇧🇭 #F2 pic.twitter.com/nW3acVSCS0

— Formula 2 (@FIA_F2) December 4, 2020

Хотя вина немца тут очевидна. Как и в других эпизодах, которые прощались Мику, но не прощались многим другим. Например, Никите Мазепину за оборону на том же «Сахире».

Вот такие моменты и заставляют смотреть на Шумахера, как на искусственно раздутую звезду. Что мешает понять, насколько он действительно силен сам по себе – без помощи команд, поддержки «Феррари», лояльности судей и закулисных интриг его спонсоров.

ЧЕМ СИЛЕН?

Тем не менее, нельзя не признать, что Мик действительно не обделен талантом. Да, у него есть минусы  слабая защита при обгонах, не самый впечатляющий темп в квалификациях, порой излишняя осторожность в борьбе за позицию. Но это можно исправить. В то же время, Шумахер отличается отменной стабильностью. Собственно, титул в «Ф2» ему принесла как раз она – он выиграл меньше гонок, чем основные конкуренты, но чаще остальных был на подиуме (десять раз) и всего три раза финишировал вне очков (еще один раз сошел из-за внезапно сработавшего в машине огнетушителя). Так же Мик отметился серией прорывов из конца пелотона, умением работать с шинами и запредельной концентрацией, которая и делает его похожей на отца. Это крайне важные навыки, которые очень сложно развить. В отличие от многих ровесников, Шумахер-младший ведет себя более зрело, хладнокровно и расчетливо. Именно то, что пригодится в высшей лиге.

НИКИТА МАЗЕПИН

ПУТЬ В «ФОРМУЛУ-1»

Имя Никиты стало известным еще в 2016 году, когда 17-летний москвич вошел в программу молодежки «Форс Индии», получив должность «пилота по развитию». Все понимали, что дело тут не столько в таланте, сколько в деньгах его отца – миллиардера Дмитрия Мазепина. Но расчетливый бизнесмен не просто вкладывался в карьеру сына. А делал это грамотно и явно с помощью умных людей. Владелец «Уралкалия» и «Уралхима» организовывал своему отроку работу на симуляторах, закрытые тесты на болидах «Формулы-1» (не только «ФИ», но и на «Мерседесе»!), грамотно вел его по младшим сериям. С Никитой работали лучшие тренеры, в том числе, по ОФП. Лучшие инженеры. Лучшие менеджеры. И все это в итоге дало результат.

Если в том самом 2016 году на Мазепина-младшего смотрели как на «мажора», вряд ли способного показать результат, то впоследствии все изменилось. Тогда Никита в европейской «Формуле-3» за 30 гонок набрал десять очков, заняв 20-е место в чемпионате и последнее – среди всех, кто провел полный сезон. Титул же достался другому сыну миллиардера, канадцу Лэнсу Строллу (13 побед, 507 очков против 320 у занявшего второе место Макса Гюнтера). Как говорится, прочувствуйте разницу!

Но уже в 2017-м Мазепин трижды приехал на подиум, в зачете стал десятым, опередив Мика Шумахера (о чем сказано выше). А в 2018-м, в серии GP3, стал вице-чемпионом, проиграв лишь Антуану Юберу! Дебют в «Формуле-2» в 2019-м вышел не особо удачным – 11 очков и 18-я строчка. При том, что партнер россиянина по команде ART – голландец Ник Де Врис – уверенно выиграл титул! Но 2020-й представил нам другого Никиту – гораздо более собранного, очень быстрого, не просто любящего, но уже и умеющего обгонять… Он резко повысил темп в квалификациях, стал более стабилен, одержал две победы, еще четыре раза был вторым и стал пятым в общем зачете. Что принесло ему суперлицензию ФИА.

Хотя еще до получения оной Мазепин заключил контракт с «Хаасом». О чем было объявлено на день раньше, чем о подписании Мика.

В ЧЕМ ПРОБЛЕМЫ?

Репутация – страшная сила. Особенно, когда она плохая. Как раз случай Никиты. Дело не только об отношении к нему со стороны многих российских болельщиков, для которых сын миллиардера – просто представитель «золотой молодежи», гоняющий за украденные у страны деньги. Оставим такую риторику для кухонных разговоров. Но Мазепин-младший и многими другими факторами настроил фанатов и соперников против себя.

Он всегда отличался вспыльчивым нравом, что выливалось и в нелепые аварии на трассе. Порой приводящие к серьезным последствиям, как в этом эпизоде в Сочи в прошлом году, когда Нобухару Мацусита в итоге оказался в больнице.

Here's the heavy crash Mazepin and Matsushita had. Thank God both are unhurt. #F2 pic.twitter.com/AgOVmwMbqx

— F1 Feeder Series (@F1FeederSeries1) September 29, 2019

И в другие неприятные эпизоды, вроде драки с Каллумом Айлоттом в «Формуле-3» в 2016 году, когда британец получил по лицу за то, что помешал Никите… в тренировке! Россиянин за свою горячность в итоге схлопотал дисквалификацию на одну гонку. Презентация шлема с брильянтами перед этапом «Ф2» в Сочи в 2019-м тоже не добавила ему народной любви. И так понятно, что ты не обделен деньгами, зачем этим кичиться? Подобные ходы не ценят не только в России.

Конечно, в этом году Мазепин сильно изменился. Он повзрослел, стал более спокоен и менее одиозен. Вкупе с серьезным прогрессом на трассах это заставило взглянуть на него по-другому. Ну да, сын миллиардера. Но это обязательно означает, что парень не может быть талантливым гонщиком? Есть же пример того же Стролла. Который, может, не суперзвезда, но в «Формуле-1» выступает достойно и уже трижды был на подиуме.

В конце концов, Никита не виноват, что родился в богатой семье. А никакие деньги не помогут выигрывать гонки, тем более – в такой жесткой конкурентной борьбе, какая была в этом сезоне в «Ф2».

И все же, лишняя горячность продолжает осложнять ему жизнь. В 2020-м он умудрился заработать 11 штрафных баллов (за 12 дисквалифицируют на этап). Это много! Чрезмерная агрессия при обгонах или защите позиции стоила Никите одной победы (в Спа) и нескольких подиумов. В противном случае он мог занять третье место в общем зачете. Или даже побороться за титул!

Да и вспыльчивый нрав продолжал давать о себе знать не только на трассе. Так, узнав о штрафе в пять секунд после финиша в Бельгии, Мазепин чуть не зашиб Цунодуу табличкой с номером «2»  настолько сильно хотел показать, что недоволен решением арбитров.

🏎 Момент года в Формуле 2! Никита Мазепин выиграл гонку в Бельгии, но судьи в спорной ситуации накинул ему 5 секунд после финиша, и он откатился на второе место. Ну и на финише российский гонщик показал всем, что об этом думает pic.twitter.com/3eTNj8dEFc

— Чемпионат (@championat) August 29, 2020

Да, по части некоторых штрафов Мазепина есть вопросы к судьям. Возможно, тут сыграла роль как раз его репутация. Но в других случаях наказания были оправданы. Если Никита не проведет работу в этом направлении, может столкнуться с серьезными трудностями в «Ф1».

 Такие вещи, как у Мазепина, случаются, если не думаешь головой. Похоже, нам придется потрудиться, чтобы помочь ему сделать выводы и избежать таких ошибок уже в «Хаасе»,  признался Гюнтер Штайнер, шеф американской команды.

ЧЕМ СИЛЕН?

Если вынести за скобки излишнюю агрессию (Никита уже доказал, что учится на ошибках), то в остальном Мазепин – куда более интересный пилот, чем Шумахер! По крайней мере – более яркий. Он действительно очень быстр и он, в отличие от немца, умеет действовать активно, умеет обгонять в неочевидных ситуациях, умеет жестко защищаться. И главное – он очень комфортно чувствует себя в быстрой технике. Для Никиты чем сложнее – тем лучше, и скорость «Формулы-1» может открыть в нем новые грани таланта. Еще один минус Мазепина – не лучшую работу с покрышками – способен нивелировать опыт, уже полученный в «Ф2». В 2020 году в первой «Формуле» только перейдут на низкопрофильные шины, а Никита уже с ними знаком (как и Мик). Он наверняка использует этот фактор.

Как и в случае с Шумахером-младшим, мы пока не знаем, как пойдут дела у россиянина в высшей лиге. Но он определенно имеет все для того, чтобы запомниться болельщикам как яркий, самобытный и талантливый пилот. А не простой «рента-драйвер», как про него по инерции будут думать в ближайшие месяцы.

РЕЗЮМЕ

Само собой, бороться в «Хаасе» за титул на выйдет. Ни у Шумахера, ни у Мазепина. Команда может резко прибавить – но не ранее 2022 года. А в будущем сезоне ее ждет та же участь, что в нынешнем – прозябание в конце пелотона и редкие возможности набрать очки. Так что куда интереснее будет следить за очной схваткой Мика и Никиты, чем за их положением в общем зачете.

И вот тут определить фаворита непросто!

Как было сказано выше, на результаты Шумахера серьезно влияние оказывает помощь команды. То же самое можно сказать про Мазепина. Не стоит отрицать тот факт, что его прорыв в 2020-м связан и с тем, что он выступал уже не за ART (где основную ставку делали на Де Вриса, а на Никиту махнули рукой), а в Hitech – коллективе, который выкупил его отец и который, разумеется, был сосредоточен именно на россиянине. Как поступит «Хаас»? Создаст пилотам равные условия или все же выделит любимчика?

Это сложный вопрос.

Сознательно «задвигать» Мика – значит, во-первых, поссориться с «Феррари», от которой команда очень сильно зависит в технической части. А во-вторых – растратить впустую весь колоссальный коммерческий потенциал немца, при том что деньги «Хаасу» очень нужны.

Сознательно «задвинуть» Никиту – значит, разозлить его отца, который явно готов вложить в коллектив солидные средства. Шумахер ведь вряд ли задержится здесь надолго – он либо не оправдает авансы и покинет чемпионат, либо проявит себя ярко и уйдет на повышение в ту же «Феррари» (как вариант – «Альфа Ромео») через год-два. А вот история с Мазепиным – это работа на перспективу, на много лет вперед, и позволить российскому гонщику почувствовать себя «вторым лишним»  значит, пилить сук, на котором сидишь.

Скорее всего, Гюнтер Штайнер попробует сделать так, чтобы оба пилота были в равных условиях. И в этом случае мы сможем видеть чистую борьбу двух очень разных, но очень интересных гонщиков. И далеко не факт, что Мазепин окажется хуже.