Карло Анчелотти: Здесь меня никто не торопит, главное – чтобы команда прогрессировала

news

Вся Италия хотела, чтобы он стал тренером сборной, но Карло Анчелотти выбрал «Наполи» – чтобы привести его к победе в чемпионате. Как заявил тренер в интервью «France Football», в «Наполи» никто не сомневается: рано или поздно мы это сделаем». 

«ХОЧУ РАБОТАТЬ С КОМАНДОЙ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, А В СБОРНОЙ ПОЛУЧАЕТСЯ ОТ СИЛЫ ТРИ ДНЯ В МЕСЯЦ…»

– Через девять лет вы снова в серии А. За это время итальянский футбол резко сдал позиции. В чем причина?
– Серия А раньше считалась сильнейшим чемпионатом в Европе – потому что большой бизнес инвестировал в отечественные клубы. Берлускони (мультимиллиардер, владелец «Милана» – прим. ред.), Моратти (нефтепромышленник, хозяин «Интера») и другие крупные бизнесмены… Клубы процветали, могли покупать сильнейших игроков мира. Сейчас иная ситуация, кризис. Только «Ювентусу» удается оставаться на плаву. Другим – тяжело. Но причина не только в этом.

– А в чем же еще?
– В системе подготовки футболистов. Здесь тоже тупиковая ситуация, поэтому в чемпионате все меньше классных игроков. Трудные времена. Нет, таланты не перевелись, но у них нет условий для роста. Посмотрим, что будет года через два три.

– Именно поэтому вы, несмотря на призывы общественности, так и не решились принять сборную? Не хотели рисковать репутацией?
– Да причем тут это! Просто хочу работать с командой каждый день, еще не пропало желание, а в сборной получается от силы дня три в месяц.

Вот и вся причина.

– А ведь могли снова поработать с Марко Верратти, которого вы пригласили в свое время (в 2012-м) в «ПСЖ». Как вам его нынешний уровень? Такое впечатление, не очень-то он стремится в лидеры сборной.
– Для меня Марко однозначно огромный талант. Но что он может сделать в одиночку! В настоящий момент чемпионат Италии не соответствует его уровню. Дело не в инфраструктуре клубов, а главным образом в футболистах. Почему он делает погоду в «ПСЖ»? Потому что рядом играют ребята, понимающие футбол. В Италии таких мало. Но почему-то сложилось мнение, что он замедляет игру. А это же совсем не так!

– У вас к нему особое отношение? 
– Мое мнение такое: Верратти – один из сильнейших полузащитников мира и пригодится любой команде. У него есть изюминка, это главное. Он никогда не выпадает из игры, не прячется – ведет за собой команду. Да, темпераментный парень, иногда даже чересчур темпераментный (Смеется). Но, кажется, исправляется.

«ВСЕ ЗДЕСЬ УВЕРЕНЫ: РАНО ИЛИ ПОЗДНО МЫ СТАНЕМ ЧЕМПИОНАМИ»

– Отказавшись от сборной, вы выбрали «Наполи». Помнится, в 80-х у «Милана», где вы играли, были с «Наполи» великие зарубы…
– В те времена это был особый клуб. Ведь в нем играла Диего Марадона. Все, и в клубе, и в городе чуть ли не на руках его носили. Вы даже не представляете, что творилось. Такого, наверное, не было и уже не будет в истории футбола. И поныне в Наполи Диего считают богом. Я играл против него, частенько персонально. Это было что-то! Самый сильный соперник из всех, против кого пришлось играть за карьеру. Посмотрите, вот фото, где мы играем друг против друга (Показывает фото на стене). Сейчас «Наполи» – другая команда. Там нет Марадоны, но создают команду действительно высокого класса, делают ставку на молодых. Уже несколько сезонов «Наполи» показывает очень приличный футбол, а стабильность – знак качества. Я попытаюсь сделать игру команды еще более оригинальной, агрессивной, ведь бывают матчи, когда не все получается.

– До «Наполи» вы тренировали команды, где не было проблем с финансированием. Сейчас иная ситуация. Что-то изменится в вашей работе?
– В принципе ничего не изменилось, моя задача все та же: сделать так, чтобы игроки и команда в целом – все играла на максимум своих возможностей. Разница только в том, что в «Милане», «Челси», «ПСЖ» и «Реале» от меня требовали немедленных результатов. А в «Наполи» меня не торопят, главное, чтобы команда прогрессировала. 

– Значит, если «Наполи» не станет чемпионом страны, никто не будет кидать камни в ваш огород?
– Конечно, не будут. Хотя не люблю, когда меня кто-то обходит, по характеру – боец. И команда у меня такая же – бойцовская. Все здесь уверены: рано или поздно мы станем чемпионами. Да, о тренере в первую очередь судят по результатам. Но как можно требовать медали от молодой команды, где игрокам надо еще набираться и набираться опыта.

«НАДО ПЛЯСАТЬ ОТ ИГРОКОВ…»

– Уровень серии А за девять лет упал, а вот стиль команд – изменился?
– Не сказал бы. У всех соперников все очень четко выстроено, каждый раз приходится ломать голову: сыграть так или эдак? Тренеры все головастые, с творческой жилкой, постоянно придумывают для тебя какой-нибудь подарок. Даже самые скромные клубы очень редко проигрывают с большим счетом – что-что, а обороняться все умеют, делают это очень организовано. В плане тактики, думаю, серия А по-прежнему впереди планеты всей.

– Джорджо Кьеллини (из «Ювентуса») заявил, что из-за Гвардиолы итальянский футбол потерял свою самобытность – тренеры чересчур его копируют, хотя он – особенный, да и игроки для его футбола нужны особенные, таких в Италии мало.
– Пеп Гвардиола уже вошел в историю футбола, очень четко выстроив свою систему игры, основанную, на владении мячом. Но это у него получилось благодаря выдающимся игрокам, таким как Месси, Хави, Иньеста, Бускетс. Потом он поставил такой же футбол в «Баварии», в «Манчестер Сити», вот у всех и снесло крышу. Футбол Гвардиолы это сочетание его тренерского таланта и нужных игроков – как такое скопировать! Можно быть приверженцем какого угодно стиля, однако нужно учитывать возможности твоих футболистов. От этого плясать. Так что я не верю в какие-то идеальные системы.

– Есть футбол Гвардиолы, футбол Клоппа, Конте… А есть ли стиль Анчелотти?
– Да нет какого-то определенного стиля! Все зависит от набора игроков. Многие тренеры имеют в голове какую-то идею, схему и пытаются ее навязать игрокам. Я же всегда схему адаптирую под футболистов. К тому же стиль нашей команды может меняться и в зависимости от соперников. Если же быть зацикленным на каком-то определенном стиле – это, мне кажется, ущербность. Другое дело: принципы игры – это неприкосновенно. Мои игроки должны прессинговать, много двигаться без мяча, мы должны организованно атаковать и организованно защищаться. Ну а остальное – это частности, в зависимости от ситуации. Для защиты самая по-моему подходящая схема – 4-4-2. Когда мы переходим в атаку, эта схема легко трансформируется. Главное, считаю, мои футболисты должны на таких позициях, в таких зонах, где им комфортнее всего.

«ЕДИНСТВЕННОЙ ОШИБКОЙ РОНАЛДУ БЫЛО ТО, ЧТО ОН ВЫБРАЛ «ЮВЕ»!

– Когда говорят о Гвардиоле, Аллегри, прежде всего отмечают их как больших тактиков. Вас же считают скорее классным менеджером, организатором. Считаете, такое мнение справедливо?
– Да, какая разница! (Улыбается). Главное – мое мнение, я знаю, что специалист в своем деле, постоянно думаю о футболе, полагаю, и в тактике неплохо разбираюсь. Но, как я только что сказал, мои команды играют в разный футбол, поэтому, может быть, и сложилось обо мне такое мнение.

– Мы вспомнили Марадону. Этим летом другой супер-игрок Криштиану Роналду появился в серии А. Может быть, это начало возрождения чемпионата?
– Приход Криштиану здорово поднял рейтинг серии А. Когда-то это был звездный чемпионат, в нем играли кроме Марадоны – Платини, Зико, Шевченко, Зидан, Роналдо, Кака, Ибра (Ибрагимович)… Но потом лет десять – затишье. С приходом Криштиану весь турнир преобразился. Это очень, очень большой профессионал. Единственной ошибкой Роналду было только то, что он выбрал «Юве»! (Смеется). Прибавил нам головной боли. 

– Вы работали в Италии, когда серия А считалась сильнейшей, в Англии, когда гремела премьер-лига, в Париже, когда начинался «катарский проект», в Ла Лига, когда испанские команды всех сметали… Теперь вот снова в итальянском футболе, когда он вроде начал движение вверх… Может быть, настоящий стиль Анчелотти – это оказываться всегда в нужном месте в нужный час?
– (Смеется). Так уж везло. Когда я ушел из «Юве» (в 2001-м), уже было согласился на приглашении «Пармы», но в тот же день «Милан» проиграл принципиальный матче, и они сразу связались со мной. Все решили буквально за десять минут. А так, может быть, и судьба сложилась иначе. Без удачи в футболе – никуда!

– Но кроме удачи, нужно еще кое-что, например, знания?
– Скорее, опыт. Я в футболе уже сорок лет. Если кто-то скажет, что я ничего не понимаю в футболе – допустим. Только не говорите, что я недостаточно опытен! Об остальном можно спорить. (Смеется)

«ДВИЖЕНИЕ К ЦЕЛИ ТОЖЕ СВОЕГО РОДА ЦЕЛЬ…»

– Вы столько уже повидали, столько выиграли на своем веку. Есть еще что-то нереализованное?
– Хочу, чтобы у нас было больше таких заруб как против «Ливерпуля» (3 октября, 1:0). Пусть даже не обязательно победим, главное, чтобы не стыдно было за игру. Опыт таких матчей не менее важен, чем выигрыш какого-нибудь Кубка. Конечно, главное – победа, но мы приходим на футбол и просто за положительными эмоциями. В моем нынешнем клубе думают так же. Процесс, движение к цели это тоже своего рода цель. Четырнадцать лет назад «Наполи» играла в третьем дивизионе. Но прибавляла и прибавляла, медленно, но верно, и доросла до чемпионства. Но вообще все тренеры, что здесь работали – Рея (Эдоардо, 2005-2009), Мадзарри (Вальтер, 2009-2013), Бенитес (Рафаэль, 2013-2015), Сарри (Маурицио, 2015-2018) – всех здесь поминают добрым словом. Я хочу сказать, что здесь о тренерах судят не только по результатам. Надеюсь, продолжу этот список. Может быть, удастся даже что-то выиграть по гамбургскому счету. А? (Улыбается). 

– Почему бы и нет?
– Вот и я тоже так думаю. Победа над «Ливерпулем», может, стала ключевой в этом смысле. Мы доказали себе, что можем выигрывать у лучших команд Европы. Когда играешь против таких команд как «Ливерпуль» и «ПСЖ», нужно очень и очень верить в себя, что можешь победить. Вот только после матча с «Ливерпулем» не только мы поняли, что способны на многое, но и будущие соперники поняли, что мы не подарок. Будет уже другое в нам отношение… (Смеется).

– В 2012-м в «ПСЖ» вы сделали ставку на итальянский футбол – много футболистов пришли вместе с вами из серии А. Ведь не случайно?
– Дело не в итальянском футболе, я просто хотел через таких игроков поднять уровень команды, уровень профессионализма. Хотел изменить психологию команды, ведь пришли победители по менталитету. Ставку сделал на Ибра. Но и сам я многому научился в «ПСЖ».

– Чему же, интересно?
– В «ПСЖ» было много организационной работы, по усовершенствованию инфраструктуры. До этого где бы ни работал, об этом можно было не думать, все было сделано до меня, занимался только командой. Здесь же пришлось думать буквально обо всем – где жить, где питаться, составлять какие-то правила… Интересная была работа. Связи с клубом до сих пор остаются – и с руководством, и с Тьяго Мотта, Верратти, с Максвеллом, Армандом… И, конечно, полюбил Париж. Роскошный город! Уверен, где бы ни работал, надо постараться понять и изучить новую страну, город – это пойдет только на пользу.

– Снова оказаться на «Парк де Пренс» – будет волнительно?
– Да. Здорово будет снова увидеться с друзьями. Я, правда, очень люблю и город, и этот стадион. Но в последний раз, в прошлом году, когда я туда приехал с «Баварией», «Парк де Пренс» был не слишком гостеприимным – проиграли (0:3), и меня скоро уволили. Что-то не хочется повтора! (Смеется).

Все фото: Gettyimages.ru