Михаил Гершкович: У Березуцких – высшее образование, Глушаков учится на тренера

news

Глава Объединения отечественных тренеров Михаил Гершкович прокомментировал ситуацию с лицензированием специалистов, которые работают в РПЛ. Формирование нового руководящего штаба «Арсенала» после ухода Олега Кононова с помощниками в «Спартак» придало теме актуальности.

«В КРАСНОДАРЕ И ТУЛЕ ВЫПОЛНЯЮТ РЕГЛАМЕНТ»

– Игорь Черевченко возглавил «Арсенал». Но говорят, что руководить процессом в Туле будет его помощник Игорь Семшов, который формально не может быть главным тренером из-за отсутствия лицензии Pro. В «Краснодаре» похожая ситуация: Олег Фоменко выступает на пресс-конференциях как главный, а тренирует Мурад Мусаев. То же самое было пару лет назад и в «Ростове» с Курбаном Бердыевым, Дмитрием Кириченко и Иваном Данильянцем… Получается, клубы обходят регламент по лицензированию. Тогда зачем оно вообще нужно?
– Вы раздуваете проблему. В «Краснодаре» Фоменко имеет лицензию Pro, а Мусаев сейчас учится на категорию «А». Он имеет право быть помощником и оформлен как помощник. В «Арсенале» именно Черевченко – главный тренер. У него есть лицензия Pro. Если же специалист не имеет никакой категории, то может три месяца исполнять обязанности, а потом обязан уступить место тому, у кого лицензия есть.

А вот Дмитрий Кириченко, недавно ставший «и.о.» в «Уфе», ранее поступил на курсы Pro. Он имеет право работать в премьер-лиге, так как в декабре у него выпускные экзамены. Регламент позволяет параллельно тренировать и учиться. Так что клубы ничего не обходят. РПЛ и РФС внимательно за этим следят.

– Валерий Карпин тренировал «Спартак» в 2009 году без лицензии…
– Он тогда тоже учился. Там получилась следующая ситуация. Раз в четыре года РФС выделяет квоту для начинающих тренеров, которые выступали на высоком уровне, в том числе за сборную. Мы с Андреем Лексаковым в свое время писали письмо в УЕФА, чтобы нам разрешили создать такую группу. В нее вошли двенадцать известных в прошлом футболистов. Их обучали сразу на лицензию Pro со сдачей промежуточных экзаменов на категорию «А». Поэтому Карпин, работая в «Спартаке», не нарушал регламент.

Сейчас тоже собрали такую группу. Бывшие футболисты с именем учатся на категорию «А», минуя «В». Там присутствуют Сергей Игнашевич, братья Березуцкие... Есть и те, кто не завершил пока игровую карьеру – например, Денис Глушаков. Повторюсь, квота выделяется УЕФА раз в четыре года. Но если в 2009-м можно было сразу получить лицензию Pro, то теперь – только «А». Потом специалисту придется отработать не менее года.

– Где можно тренировать в этот год?
– Да где угодно. При этом гарантий трудоустройства, разумеется, нет. Некоторые клубы платят за ребят, потом отправляют их учиться. Можно не тренировать, а писать какие-то научные работы или быть еще каким-то образом вовлеченным в футбол. Только после этого года разрешено подавать заявление на лицензию Pro. Кстати, в ВШТ принимают людей, уже имеющих высшее образование. За рубежом это не является обязательным условием.

«ПОСЕЩЕНИЕ 10-ДНЕВНЫХ СЕССИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО»

– У братьев Березуцких, которые с января могут войти в штаб Леонида Слуцкого в «Витессе», и Игнашевича, посещающего тренировки сборной России, есть высшее образование?
– Да. Плюс опыт выступлений на высшем уровне. Поэтому, как я уже сказал, они могли сразу пойти учиться на категорию «А».

– Были случаи, когда тренеры не получали лицензию после обучения?
– Да, это происходит довольно часто. Я вхожу в лицензионную комиссию, которую возглавляет Никита Павлович Симонян. На категорию «В» и «А» процентов двадцать у нас не сдают экзамен с первого раза. Однако, по правилам УЕФА, через полгода им предоставляется возможность пересдачи.

Бывали случаи, когда и пересдавать не удавалось. Мы достаточно строго к этому подходим. Не хочется, чтобы наш тренерский корпус пополнялся людьми, которые не знают элементарных вещей.

– Где можно работать с лицензиями «А» и «В»?
– «А» дает право работать главным тренером в ПФЛ и помощником – в ФНЛ и премьер-лиге. С «В» можно стать ассистентом в ПФЛ.

– Как учиться, тренируя клуб РПЛ? Или продолжая выступления, как Глушаков?
– У нас заочное обучение. Есть сессии, которые приурочены к перерывам – в декабре, в мае. Идут семинары, практика. Сейчас, кстати, проходит сессия Pro.

Как правило, зимой есть возможность практиковать в Турции или на Кипре. Большинство тренеров проводят там сборы – и график составляется в их интересах. Посещение 10-дневных сессий обязательно. Это строго отслеживается. Исключения бывают редко, только при форс-мажоре.

«БЕЗ ЛИЦЕНЗИЙ НАЧНЕТСЯ ХАОС – И У НАС, И В ЕВРОПЕ»

– В Европе такая же система?
– Да. Лицензии «А» и Pro выдает УЕФА. Наша федерация получила на это право в 2005 году. Тогда была создана первая обучающая группа, куда вошли наши выдающиеся специалисты: Валерий Газзаев, Гаджи Гаджиев, Борис Игнатьев, Юрий Семин, Курбан Бердыев, Сергей Ташуев и другие.

В Европе бывают нюансы, в зависимости от традиций той или иной страны. Однако количество часов обучения, программа четко прописаны в соответствии с требованиями УЕФА. В экзаменационную комиссию при получении лицензий Pro обязательно присылают представителя Союза европейских лиг, который все контролирует.

– В Европе бывает такое, чтобы за реального главного тренера на пресс-конференции ходил номинальный, тот, у кого есть более высокая категория?
– Честно говоря, не интересовался этим. Но везде действуют правила о том, кто с какой категорией кого может тренировать. Иначе начнется хаос! В Германии две профессиональные лиги, в Испании – две, в Англии – три…

– Можно ли проходить обучение в ускоренном режиме?
– Нет. Все стандартно. Pro, например, – это 240 часов. Учатся на эту категорию полтора года. Но во время обучения, подчеркну, тренировать не запрещено.

Новости. Футбол