Стивен Джеррард: Надо уметь и просто рубиться – как в Москве против «Спартака»

news

Знаменитый игрок Стивен Джеррард хочет сделать карьеру и как тренер. Пока, как заявил в интервью France Football, в «Рейнджерс» все идет замечательно. Его молодая команда, собранная с бору по сосенке, в чемпионате Шотландии идет почти вровень с «Селтиком», а на европейской арене вполне может попасть в плей-офф в Лиге Европы. Так что первый блин, судя по всему, будет не комом. 

ХОТЕЛОСЬ СНОВА ОКУНУТЬСЯ В АТМОСФЕРУ БОЛЬШОГО ФУТБОЛА

– Вы уже полгода работаете с «Глазго Рейнджерс» – первый опыт как главного тренера. Как, освоились?
– Нет, это не первый опыт, я до этого уже работал с «молодежкой» в Ливерпуле. Хотя, по большому счету, да, первый. Совсем ведь другой уровень, другая ответственность. И эти полгода прошли просто замечательно. Не ожидал такого приема. Я получил прекрасный шанс поработать в клубе, который так уважал в юности. Да и вообще у меня к нему особое отношение. Когда получил предложение, почти сразу согласился.

– А вам ведь всего тридцать восемь. Не рановато ли сменили амплуа?
– На самом деле уже давно об этом думал. В 30-31, когда понял, что физические возможности уже не вполне соответствуют желаниям, начал готовить себя к тренерской работе. Жерар Улье и Рафаэль Бенитес – мои тренеры в «Ливерпуле» (первый работал в команде в 1998-2004 годах, второй – в 2004-2010 – прим. ред.), очень повлияли на меня в этом решении. Одни из лучших тренеров в моей карьере, победы в 2001-м и в 2005-м – незабываемые. После каждой тренировки я делал пометки. Записывал в специальную тетрадь, все, что понравилось, какие-то особенности их работы. Я уже тогда знал, что все это мне рано или поздно пригодится.

– Как на вас вышел «Глазго Рейнджерс»?
– Благодаря двум знакомым. Первый – Энди Скулдинг, знакомый еще по «Ливерпулю», он сейчас работает в селекционном отделе «Рейнджерс». Второй – Марк Аллен, с ним я познакомился, когда он возглавлял Академию «Манчестер Сити» а я работал с молодежью в Ливерпуле. И вот звонок на мобильный – звонят эти двое и сообщают, что ищут тренера для «Рейнджерс», не хочу ли я переговорить на эту тему с руководством клуба.

– Вы, конечно, сразу согласились?
– До этого у меня было 3-4 предложения. Но я был не совсем уверен, что это то, что мне надо. А вот в случае с «Рейнджерс» сразу понял: мое. Клуб с именем, именно то, что я хотел. И момент был подходящий. Хотелось снова окунуться в атмосферу большого футбола, со всеми этими эмоциями, чтобы за мной стоял большой клуб с традициями, чтобы был интересный проект.

– К тому же «Рейнджерс» – «народная команда», как и «Ливерпуль». Действительно, то, что надо…
– Да, здесь тоже могучее фанатское движение. Физически чувствуешь это давление. Но на некоторых игроков это может иметь и негативный эффект. В «Рейнджерс» надо уметь жить под таким давлением болельщиков. Здесь нужны соответствующие крепкие игроки. Но когда все удачно, атмосфера просто замечательная! 

ЗАИГРАТЬ ПО-НАШЕМУ, ПО-РЕЙНДЖЕРОВСКИ

– Что за проект, какие цели у вас в «Рейнджерс»?
– Работа только началась, хочется создать команду со своим почерком. Надежды болельщиков – огромные. Но проект – не быстрое дело. Это движение поэтапное, «step by step».

– Задача – снова схлестнуться за золото с «Селтиком»…
– Совершенно верно. Надо все сделать для того, чтобы побыстрее ликвидировать разрыв в классе, который возник между нашими клубами, и снова биться за золото. Последние сезоны они, не имея конкурентов (в 2012-м «Рейнджерс» из-за финансовых проблем был исключен из состава участников шотландской премьер-лиги, и сезон начал в третьем дивизионе, через четыре года вернулся в премьер-лигу, в сезоне-2016/17 занял третье место) единолично правили бал в чемпионате.

– Вам удалось вывести команду в групповой раунд Лиги Европы. Уже своего рода достижение…
– Да, это очень хороший сигнал. Выход в групповой этап был важен и в финансовом плане, и для имиджа клуба. Это большой плюс и в профессиональном плане – моим ребятам нужен опыт таких турниров, ведь команда очень молодая.

– Могут вернуться времена, когда «Рейнджерс» гремел в Европе?
– Главное – заиграть по-рейнджеровски. У клуба миллионы поклонников во всем мире. Везде, куда бы мы ни приезжали на матчи Лиги Европы, есть наши фанаты. Поразительно! «Рейнджерс» всегда играл только на победу, такой стиль – его визитная карточка. Так стремимся играть и мы сейчас. Я требую, чтобы мои игроки относились ко всему очень ответственно. Надо, чтобы соперники понимали, с кем имеют дело. В последнее время клуб растерял былой имидж, нам надо снова поверить в себя, в свои силы. Для этого очень важно вернуться в Лигу чемпионов. Мечтаю, чтобы Лига чемпионов вернулась на «Айброкс» (стадион «Глазго Рейнджерс»). И чтобы тренером, при котором это произойдет, стал я.

НАБРАЛИ ТЕХ, КОГО СМОГЛИ, НО ВСЕ ЖАДНЫЕ ДО ФУТБОЛА

– Летом вы прикупили много молодых ребят. Но для решения больших задач нужны опытные игроки…
– Возраст – не проблема. Была бы страсть! Мне не нужны те, кто пришел только потому, что клюнул на бренд. Изначально главная задача была изменить психологию игроков, их позиционирование. (Поворачивается к своему помощнику Грегори Виньялю). Грег понимает, что я хочу сказать. Он играл вместе со мной за «Ливерпуль» и потом за «Рейнджерс» и знает, что такое статус футболиста этих клубов, как надо выкладываться, чтобы быть достойным этого бренда. Как надо биться – именно за счет этого часто и побеждаешь. Это не просто – натянул майку и побежал, надо еще заслужить право носить майку с эмблемой такого клуба.

– Тренеру с такой фамилией как ваша проще, наверное, договариваться с игроками о переходе?
– Да я иногда боюсь, как бы они не бросили трубку! И с финансами в клубе не ахти – это тоже создавало трудности в селекции. Набрали тех, кого смогли. Определенный контингент. В некотором роде экспериментальный состав, но все жадные до футбола. Я брал ребят с прицелом на будущее, главное чтобы было в них этот настрой. Приглашал и игроков, которые засиделись на скамейке, и поэтому рвались в бой. В «Рейнджерс» каждый сможет показать себя. Для этого в клубе есть вся инфраструктура. Но для меня главный критерий – именно желание защищать честь «Рейнджерс». В этом плане мы с помощниками проводим большую воспитательную работу среди новичков. Конечно, не только на поле. Мало знать, что это за футболист, надо понимать, какой это человек. Что у него за душой, какой характер, боец ли он. С самого начала мне было ясно: нужно влить в команду новую кровь, проблема только – у новичков не было духовной связи с «Рейнджерс», не знали традиций. 

ДЕШАМ, ЗИДАН, БЛАН – ВОТ НА КОГО НАДО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ

– Каков уровень шотландского чемпионата?
– Разношерстные команды. Разные стили. Много длинных передач, забросов. Такой вертикальный футбол, ставка на стандарты, много единоборств. Некоторые команды просто отбиваются в надежде, что кто-то убежит и забьет. Моя задача была научить команду играть более по-европейски, держать мяч внизу. Но нужны и настоящие бойцы. Надо уметь и просто рубиться, как, например, в Москве против «Спартака», когда на трибунах 50 000 болельщиков, а против тебя играют футболисты, которые все вместе стоят миллионов двадцать евро. А потом в Шотландии играешь против команд, суммарная стоимость игроков которых не больше миллиона. Трудно перестроиться. «Селтик», «Хартс» и «Килмарнок» – те еще показывают что-то, у других часто и игры то никакой нет. Во все это надо было врубаться.

– Что скажете о первом дерби с «Селтиком»?
– Очень важный матч был. Увы, проиграли (0:1 на «Селтик Парк»). Вышли не очень уверенные… Но для большинства ребят ведь это было первое такое дерби. Но полезный опыт, все идет в копилку.

– Атмосфера на стадионе напоминала дерби «Ливерпуль» – «Эвертон»?
– Похожая, но все-таки другая. Здесь в дерби вмешивается религия и политика – поэтому накал другой. Трудно объяснить. Надо видеть, пережить. В этот день в Глазго жизнь останавливается, все говорят только о матче.

– Как думаете, почему в Англии больше доверяют иностранным специалистам – Гвардиоле, Клоппу, Моуринью, Сарри, Почеттино, Эмери, а свои тренеры, бывшие знаменитые футболисты, не в почете?
– (Обрывает). Но все эти иностранцы действительно классные тренера! В премьер-лиге крутятся огромные деньги, она может приглашать самых лучших. Надо реально смотреть на вещи. В мире полно специалистов, посильнее англичан. Патрик Виейра и Тьерри Анри сейчас в такой же ситуации, как и я. Чтобы набираться тренерского опыта, им нужно найти приличный клуб, но конкуренция огромная. Но ведь есть и Дидье Дешам, Зинедин Зидан или Лоран Блан – у них-то получилось. Вот на кого надо ориентироваться. Были великими игроками и пробились в великие тренеры.

ЕДИНСТВЕННОЕ, О ЧЕМ ЖАЛЕЮ: НЕ СТАЛ ЧЕМПИОНОМ АНГЛИИ

– Какие у вас были отношения с Жераром Улье?
– Мы до сих пор общаемся. Улье многому меня научил. Он изменил мою психологию как игрока. Сделал из меня совершенно другого футболиста, я понял, что такое настоящий профессионализм. То же самое можно сказать о Майкле Оуэне и Джейми Каррагере. С его приходом ментально изменилась вообще вся команда.

– Наверняка мечтаете когда-нибудь возглавить «Ливерпуль»?
– Сейчас я вполне счастлив здесь, в Глазго. Но кто знает, что будет потом… Ливерпуль – это особенный для меня город. Может быть, однажды это и произойдет… Или не произойдет…

– В «Рейнджерсе» в вашем штабе бывшие одноклубники и люди близкие к «Ливерпулю: Гари Макаллистер, Майкл Бэйл, Грегори Виньяль… Не спроста ведь?
– Главное для меня – взаимное доверие. Это все старые мои знакомые. С Гари и Грегом я играл вместе. Я доверяю им, знаю, что нет подведут. Вокруг крутится столько разного народа, важно выбрать небольшой круг, но людей своих, проверенных. Я начинающий тренер, мне нужна поддержка, помощь, конкретные советы. Мне нужны люди, уверенные в себе. Грег как раз такой. Три года мы играли вместе за «Ливерпуль». Мы во многом единомышленники. Он сейчас работает в Академии «Рейнджерс» – в том же духе, что и я с профессионалами.

– В 2005-м вам немного не хватило, чтобы получить Золотой мяч – стали третьим по итогам голосования. Есть какая то неудовлетворенность, что так и не удалось стать лучшим?
– Нет. Больше голосов тогда набрали Роналдиньо и Фрэнк Лэмпард – классные футболисты. Я был счастлив только потому, что оказался на подиуме вместе с ними. Я простой парень из рабочих кварталов Ливерпуля, моя мечта всегда была играть за «Ливерпуль». А вот что действительно жаль…

– Что?
– Что не удалось стать чемпионом Англии. А так достиг всего в «Ливерпуле»…

– Кто, полагаете, получит в этом году Золотой мяч?
– Думаю, это будет чемпион мира, но только тот, кто стабильно провел весь сезон. Думаю, Гризманн или Мбаппе. Но нельзя сбрасывать со счета и Роналду с Месси! Наверное, кто-то из этой четверки.

Новости. Футбол