Жерар Улье: Тренер должен воровать!

В интервью France Football бывший тренер «Ливерпуля» и сборной Франции рассказывает, что отличает классного специалиста от середнячка, о специфике отношений с игроками и о пользе… воровства чужих идей в футболе.
news

КЛАССНЫЙ ТРЕНЕР – ОН КАК ВОЖДЬ: ИДЕШЬ ЗА НИМ И В ОГОНЬ, И В ВОДУ

- Что такое тренер мирового уровня? Это, прежде всего, результаты или же…
- Для чего нужен тренер? Для того, чтобы команды выигрывала. Только так! И Пеп Гвардиола в первую очередь думает о победах. Конечно, он никогда не поступится принципам, для него важно и то, КАК команда выиграла. Но главное о чем думаешь перед каждым матчем: очки. К примеру, в начале января, в матче против «Ливерпуля», который применяет глубокий прессинг, рисунок игры «Манчестер Сити» был несколько изменен – больше было длинных передач (3 января, «Манчестер Сити» выиграл 2:1). Это было нужно сделать – для результата. Классный тренер – это тактика на конкретный матч. И все-таки результаты – это еще не все. Некоторые команды выигрывали Лигу чемпионов, но это были такие проходные победы, потому что на самом деле футбол-то был… серенький. То есть можно составить грамотный план на матч, выигрывать за счет тактики, но это еще не все, чтобы быть тренером мирового уровня.

- Поясните…
- Тренер мирового уровня – тот, кто оставляет след в истории клуба, кто меняет лицо команды, кто применяет какие-то оригинальные идеи, чьи команды имеют свой ярко выраженный стиль. К примеру, если произносишь Эленио Эррера, этот имя сразу ассоциируется с катеначчо и либеро. Арриго Сакки – это зонная защита и прессинг. Билл Шенкли – это «Ливерпуль» и Энфилд. Но, говоря о Билле, это еще и харизма, Личность с большой буквы. Классный тренер создает оптимальную для побед атмосферу в команде, заряжает энергией, воодушевляет своими идеями, он – как вождь, ты идешь за ним и в огонь, и в воду.

- Это случай Диего Симеоне в «Атлетико»?
- Да. И Моуринью. Ведь, несмотря на недавние неудачи, тренер он – выдающийся… Ну а сейчас, как говорится, впереди планеты всей Пеп Гвардиола. Работает уже в третьей стране, и везде – первый. Везде двигает свою футбольную идею, слегка адаптируя, конечно, под местные условия. Что-то модифицируя. Ведь он всегда в поиске. Когда он работал в «Барселоне», много у него позаимствовал Дель Боске, и сборная Испании выиграла и чемпионат мира, и чемпионат Европы. Все игроки, кто когда либо с ним работал, прибавляли. Но хорошо, что иногда и проигрывает – надо, чтобы не задавался. (Смеется.)

- Вы тренировали «Ливерпуль» с 1998-го по 2004 год - «оставили след в истории клуба». Согласны?
- Можно было, наверное, добиться и большего, но при мне выстрелили несколько игроков, работа клубных структур вообще стала более профессиональной, те, кто был в команде в 90-х и помнят тренировочную базу в Мелвуд, поймут, что я имею в виду. Ну и выиграли мы кое-что. Один из лучших комплиментов сделал мне Дэвид Морс – президент «Ливерпуля» того времени: «При тебе команда заиграла в футбол 21 века!» Думаю, приложил я руку и к тому, что Майкл Оуэн получил «Золотой мяч» в 2001 году, и что Стивен Джеррард стал игроком мирового уровня.

ТВОРЧЕСКИЕ НАТУРЫ ЛУЧШЕ НЕ ГРУЗИТЬ

- Какие качества важнее для тренера мирового уровня: быть классным тактиком или управленцем, организатором?
- Каким бы ты ни был, все зависит от игроков. Без классных футболистов не станешь классным тренером. Но это еще не все: нужно, чтобы классные игроки не тянули одеяло на себя, играли на команду, вели за собой партнеров, понимали, что успех команды – залог успеха каждого. Но все ведь разные – надо иметь подход к каждому. Карло Анчелотти прекрасно это умел: он не учил футболистов, как играть, свою задачу видел в том, чтобы настроить на победу. Доверял игрокам, следил за тем, чтобы в команде была дружная атмосфера. Та же самая политика была у Зидана в «Реале», но такая работенка его доконала за три года.

- Непросто найти подход к каждому…
- Людей по характеру можно разделить на несколько групп. Есть нервные натуры, ищущие, творческие - таких лучше не грузить, иначе – труба! Наоборот, надо постоянно выказывать доверие, не ставить их в какие-то строгие рамки, тогда они на поле будут творить чудеса. Есть такие как Кантона, Ибрагимович или Депай – никто им не указ, исключительно самолюбивые. Таких ни в коем случае нельзя публично критиковать – иначе нарвешься на такую реакцию, что отразится и на всей команде. С ними надо говорить с глазу на глаз. Есть еще всеобщие любимцы - публики, прессы. Такие как Платини или Луис (Фернандес). Если их хвалишь – горы свернут. Вот все эти моменты, все нюансы должен просекать классный тренер. Надо быть со всеми равно внимательным и чутким. И главное правило: каким бы великим ни был футболист, он должен подчиняться интересам команды, клуба, тренеру. Каждый конфликт, проявление какой-то враждебности надо пресекать в зародыше. Когда у Алекса Фергюсона обострялись отношения с Роем Кином или Дэвидом Бекхэмом, действовал очень решительно.

ДЕЛАЙТЕ ЛИДЕРАМ КОМПЛИМЕНТЫ!

- Если человек был знаменит как игрок, порой ему это даже мешает стать тренером такого же уровня?
- Да, тут надо забыть все свое великое прошлое. Некоторые излишне раздражаются, что игроки не могут выполнить простых по мнению тренера вещей. Но ведь в любой даже классной команде есть не только звезды, но и футболисты средненького уровня. Хуже нет, когда тренер начинает показывать игроку, как надо выполнить какой-то прием. Футболистов это бесит. Если им доверяют – они сами прекрасно все сделают.

- Авторитет человека как игрока не переносится на него, когда он становится тренером?
- Да футболистам по большому счету плевать, какой авторитет у тебя когда-то был… И уж точно молодым. Ну, может, недельку будет на тебя работать былой авторитет, а потом – все! А иногда даже никто и понятия не имеет, что ты был за футболист. Игрокам ведь нужен тренер, а не бывший футболист, каким бы знаменитым тот ни был. И если как тренер в первые месяцы ты себя никак не зарекомендуешь – дело дрянь.

- Главное – устаканить отношения с лидерами команды?
- От лидеров в конечном итоге зависит результат. Поэтому, конечно, к ним нужен особый подход. Не потакать, но поощрять, делать какие-то комплименты. Типа: «Молодец, ну ты даешь! Левой, такая передача, на 35 метров!»

- Нынешнее молодое поколение требует такого же особого подхода?
- Согласен. Народ пошел какой-то нетерпеливый, более эгоистичный, самодостаточный. С другой стороны, они не сачкуют, не боятся брать на себя ответственность, работают на общее дело. Мне кажется, Тухель в «ПСЖ» нашел нужный тон и дистанцию в общении с Неймаром и Мбаппе. Поэтому ребята играют в паре и в тот футбол, который предлагает тренер. И обратный пример. Удивительно, как Моуринью смог испортить отношения с Погба! Как только ушел, француз начал забивать, раздавать голевые, снова красавец.

- Помните об одном игроке, который был недостаточно внимателен на тренировке?
- Было такое дело – в «Ливерпуле». Однажды заметил в конце тренировки, что Джейми Каррагер то и дело смотрит на часы. Это было очень странно – ведь, если был в команде футболист, который никогда не справлялся о времени – так это Джейми… Спросил, что это с ним. Отца посадили, говорит, и у него с ним свидание в тюрьме – с двенадцати до двух. Я ему тогда сказал: «Конечно, езжай. Это – святое!» Мораль басни? В том, что на вечерней тренировке, на следующей день и вообще впредь он пахал как никто другой.

ТРЕНЕР НЕ ПРОСТО ВОРУЕТ ИДЕИ – ОН ИХ РАЗВИВАЕТ

- Тренер должен прежде всего просто быть порядочным человеком…
- Совершенно верно, вот все называют Арриго Сакки или Йохана Кройфа великими стратегами, великими тактиками, но ведь они были и просто общительными, приятными людьми. Анчелотти мне часто именно в этом плане расхваливал Сакки. А когда Кройф работал в «Барсе», я несколько раз был в клубе и видел, какую атмосферу он создал в команде, как к нему относятся игроки. Когда же смотрю матчи «Манчестер Сити», вижу тех, кто на поле и кто сидит на скамейке, понимаю, что сила Гвардиолы – это умение управлять командой, держать всех в кулаке. Это необходимо, ведь чемпионат очень трудный, матчи – через два дня на третий, кто-то травмирован, кто-то не в форме…

- Чем больше побед – тем больше ответственность у тренера, если он работает в знаменитом клубе?
- Да, стоит пару раз проиграть, сделать ничью – все начинают говорить о кризисе… Руководство чересчур болезненно относится к таким ситуациям, и когда приходит новый тренер, полгода ему может будет кредит доверия, не больше. Но ведь ему нужно адаптировать свои идеи к футбольной философии клуба, все зависит и от набора игроков – насколько они могут быть проводником его задумок. Конечно, очень непросто прийти в «Манчестер Юнайтед» после Алекса Фергюсона или в «Арсенал» после Венгера. С другой стороны, если команда долго не могла ничего добиться, а вы приходите и что-то, наконец, выигрываете – это как глоток кислорода для всех, для клуба, для болельщиков. У меня такое было в «Ливерпуле» в 2001-м – очень удачный сезон. Если в 2005-м «Ливерпуль» выиграл Лигу чемпионов при Бенитесе – это и потому что мы взяли Кубок УЕФА за четыре года до этого.

- У вас огромный опыт общения со многими знаменитыми тренерами. О чем вообще говорят тренера, главные темы?
- О сбалансированности игры, как быстрее переходить от обороны к атаке, как избегать спадов в течение долгого сезона. Об эффективности игры. Как сохранять мотивацию у команды, которая идет без поражений. Алекс Фергюсон говорил так: «Как бы удачно ни играла команда, надо обязательно каждый год делать ротацию – менять нескольких футболистов – чтобы сохранять динамику, чтобы не было застоя». А сколько игроков раскрылось при нем! Бекхэм, Гиггз, Скоулз… Какие были удачные решения! Кантона, Шмейхель, Криштиану Роналду, Руни…

- Великий тренер – это и тот, на которого равняются, идеи которого используют?
- Как однажды сказал Фабио Капелло, тренер – тот же вор. Но он ведь не просто ворует идеи, он их развивает. Помню тренировку «Барсы» накануне ее финального матча в Риме против «Манчестер Юнайтед» в 2009-м (в Лиге чемпионов, «Барселона» выиграла 2:0), тактическое занятие… Это было потрясающе! Я тогда понял, что все это Гвардиола применит на следующий день. Опыт чужих можно и нужно использовать в своей работе. Развивая чужие идеи, применяя какие-то свои задумки, тренер и создает свой собственный стиль. Так было и так будет в футболе.