Камбэк Сергея Кормильцева. Экс-полузащитник киевского "Динамо" и сборной Украины вновь хочет стать россиянином

Экс-капитан московского «Торпедо» и бывший полузащитник сборной Украины по дороге в Ленинск-Кузнецкий на 20-летний юбилей команды «Заря» рассказал о новой смене гражданства, почему делал ставки на тотализаторе, о дружбе с Костей Зыряновым и Алексеем Смер
news

Экс-капитан московского «Торпедо» и бывший полузащитник сборной Украины по дороге в Ленинск-Кузнецкий на 20-летний юбилей команды «Заря» рассказал о новой смене гражданства, почему делал ставки на тотализаторе, о дружбе с Костей Зыряновым и Алексеем Смертиным, и конечно о феномене «Зари» команды – семьи, снискавшей славу «сибирского «Спартака».

Руслан КАРМАНОВ

ТРИ ДОРОГИ В «ЗАРЮ»...

Вице-президент столичного «Локомотива» Алексей Смертин (Сеня) срочно вылетел в Ленинск-Кузнецкий из словацкой Трнавы, где железнодорожники добились нужной ничьей в Лиге Европы. В тот же день мы с Сергеем Кормильцевым (Катя) — экс-капитаном московского «Торпедо», и тем самым экс-тренером барнаульского «Динамо» (которого год назад отстранили от профессионального футбола за участие в тотализаторе) встретились в аэропорту Домодедово у трапа самолета Москва-Кемерово. Мы тоже спешили в Ленинск-Кузнецкий. Торопился из Саранска в самое сердце Сибири в маленький шахтерский городок Ленинск-Кузнецкий (112 тысяч жителей) и Вадим Баженов, экс-полузащитник «Томи». Да стало Вадику резко плохо после спартакиады «Газпрома».

---Что случилось Баженовым? - неотложный вопрос Кормильцеву.

--- Бажен в Ленинск не прилетит, лежит в Москве в реанимации, врачи к нему не пускают, говорят: резкое отравление. Отказали почки и печень, один шанс из ста, что выкарабкается, эх, Бажен-Бажен, ему же ни грамма нельзя было с его панкреатитом, - чертыхается Кормильцев.

...Сеня, Катя и я спешим в Ленинск-Кузнецкий на 20-летний юбилей «Зари» - команды нашей молодости, которую в 90-е годы прошлого века даже журналисты федеральных изданий ласково величали — сибирский «Спартак». Весело играла та «Заря» под руководством Сергея Васютина, даже не играла — плела паутинку из коротких и средних нежных передач в ножки партнеру. В той заринской паутинке запутались даже российские гранды - питерский «Зенит» и ЦСКА. А потом заринцев раскидало по свету, Ленинск не мог удержать таланты деньгами, но зацепил доброй памятью о себе. Иначе не спешили бы «заринцы» на свой юбилей.

---А ведь ты знаешь, - качает полысевшей головой Кормильцев, оторвавшись от иллюминатора. - Васютин был прав, когда говорил, что годы в «Заре» будут для нас самыми яркими в жизни. Только мы, дураки, не верили.


СЕРГЕЙ КОРМИЛЬЦЕВ: ДЕЛАЛ СТАВКИ, ЧТОБ БЫЛО ФУТБОЛИСТАМ ПОЖРАТЬ

До Кемерова из Москвы лету четыре часа (еще полтора часа на автобусе до Ленинска).

---Серега, ну ты то, матерый футбольный волк, как вляпался в эту историю с тотализатором? - под гул турбин тихонько журчит, словно виски в пластиковый стакан, неторопливая беседа с Кормильцевым.

---Все знают эту историю. Что тут добавить… Оправдываться неохота. И очернять никого не буду. Хочешь, чтоб я сказал: многие в футбольном мире делают ставки? Никого не хочу подставлять. Мой недостаток - доверчивость. Да, ситуация некрасивая, пятно на имя, но, надеюсь, не крест на карьере. Третьего сентября закончится дисквалификация, есть предложения от сибирских клубов продолжить тренерскую карьеру. Ты пойми, моя история с дисквалификацией — не подлая.

--Скажи еще — благородная.

---Не все так однозначно, ты же знаешь, я ж последнее отдам для друзей.

--Знаю.

---И тут об игроках барнаульского «Динамо» думал, чтоб было, что пожрать мужикам после игры.

---А как друзья отнеслись к скандалу с твоим участием?

---Никто не отвернулся. Костя Зырянов звонил, пожурил меня. Костя женился в прошлом году в Питере, я был свидетелем, так он всю свадьбу надо мной подтрунивал. Неудачником я себя не считаю. Для меня неважно количество денег, важны – мои друзья, семья. Человек я человек не злой и подлостей не совершал – может, поэтому со мной идут на контакт. Кстати, Костя Зырянов обещал зимой ко мне в Сибирь в гости приехать.


«ЖИВУ В БАРНАУЛЕ, ХОЧУ БЫТЬ РОССИЯНИНОМ, ИГРАЮ ЗА АРМЯН»

---Ты же в Киеве жить собирался... Гражданство украинское имеешь... - пролетаем Свердловскую область. Что там в стаканчиках нашей беседы? Ровно половина пути.

---Хотел в Киеве, но сейчас живу в родном Барнауле. Там у меня корни, родители, друзья… Помогаю отцу в автомобильном бизнесе, дом строю. В Москве с деньгами хорошо — а без денег — не очень. Подал документы на получение российского гражданства. Ситуация сложная, ведь в свое время я от него отказался. Сейчас у меня в России вид на жительство, но в течение трех лет, надеюсь, получить гражданство. У меня и в «Торпедо» случилась проблема из-за гражданства, когда команда вылетела в первый дивизион. Я никогда в жизни не имел агента. Контракт с «Торпедо» всегда подписывал на год. Шесть лет провел в «Торпедо», четыре года был капитаном. Я считал, что «Торпедо» - моя семья, но... Два года работал тренером в барнаульском «Динамо», играть во второй лиге мне нельзя, опять же из-за украинского гражданства.

--Выходит, пожалел, что стал украинцем?

---Нет. По жизни ни о чем не жалею. Тогда я 15 матчей за сборную Украины провел. Опыт приобрел колоссальный опыт…Это теперь мой выбор не велик. Две мои дочки - русские, жена Венера – русская. Россиянину в России легче жить.

--- Твой друг детства Алексей Смертин не искал легких путей...

--После «Уралана» Алексей перешел в «Локомотив», а я в киевское «Динамо»… Когда тебя лично зовет сам Валерий Лобановский - трудно отказать. Я не видел, что в сборной России на меня возлагают надежды. Тогда у Романцева в центре полузащиты играли Егор Титов, Дмитрий Аленичев, Александр Мостовой, Сергей Семак… Не нашлось в жизни человека, который бы меня направил на правильный путь. Как Лешку Смертина его отец и старший брат Евгений. Я очень рад за Сеню (Алексея Смертина).

---Что значит, не направил на правильный путь? Ты ж не балбес. Школу закончил с серебряной медалью, потом пединститут...

--Ну напиши, что Кормильцев — самый непутевый «заринец». Не обижусь.

---Стоп, Серега. Сразу не сообразил спросить. Если ты живешь в сибирском Барнауле, почему в Ленинск-Кузнецкий летишь через Москву?

---Да из Армении, там Олимпиада была среди армянских диаспор, барнаульские армяне отыскали у меня армянские корни — бабушку через третью колоду. А что же мандатная комиссия Олимпиады, поверила украинцу с видом на жительство в России?

---А что, я не похож на армянина? - неподражаемо картавит первый балагур «Зари» Сергей Кормильцев. - А вообще, я шучу только с теми людьми с кем мне комфортно. Вот как с пацанами в «Заре».

«Я – КАЙФАЖЕР, КОТОРОГО ТЕРПЕЛ САМ ЛОБАНОВСКИЙ»

---Но все-таки не укладывается в голове… Продать квартиры в Киеве и в Москве, чтобы вернуться в Барнаул. Странный выбор даже для самого непутевого «заринца»…

---Можешь назвать меня сибирский цирюльник — тоже не обижусь. Я много натворил в жизни ошибок, но все, что делал, делал – легко… Мне и прозвище дали друзья кайфажер. Жил на то, что мне дал бог, а надо было совершенствоваться.

---Неужели сам Лобановский терпел в команде кайфажера?

---Терпел. Я приехал в Киев после Ленинска и Элисты – глаза по 50 копеек, машину дали, квартиру - голова кругом. Соблазны кругом. Валерию Васильевичу раз попадешься и уже не захочешь баловать. Лобановский сожалел о моем уходе, мне ребята сказали. Футболист-то я был неплохой. Только я играть хотел, а не сидеть на скамейке в «Динамо» -2. Я вроде работал, потом случались провалы. Уехал в «Торпедо». Человек я коммуникабельный, а Москва дает возможность общения с творческими людьми. У меня было много друзей в артистической среде, богемная жизнь затягивает. Это не хорошо для профессионального футболиста. Поэтому и закончил с футболом раньше времени… Жалею, только об одном - мог бы еще поиграть на высоком уровне.

---А разве сейчас в России играют так, как вы вдохновенно комбинировали на троих в московском «Торпедо» с Константином Зыряновым, Игорем Семшовым?

---В российском чемпионате есть матчи, которые болельщикам лучше не смотреть. А удовольствие эстетическое от игры в центре поля получаю от действий Мигеля Данни, Кости Зырянова, моих очень близких товарищей Игоря Семшова, Андрея Воронина. Эти люди эмоционально переживают за результат и творят на поле. Плеймейкер обязательно должен быть на поле, он, как метроном задаем ритм игры своей команды. Но и плеймекеру нужно попасть в свою команду. Попадешь в компанию игроков ниже уровнем, нет взаимопонимания с партнерами. Костя Зырянов раскрылся в «Зените» еще больше. Мне нравится игра питерцев в полузащите – мало поперечных передач, игра динамичная, люди ищут партнера в голевом моменте, играют «на третьего».

 

«ЗАРЯ» - КОМАНДА-СЕМЬЯ»

---Часто вспоминаешь «Зарю»? - уставшие после ночной посиделки подлетаем к Кемерову.

---Конечно, не только весело играли, но и жили. Сколь я насмотрелся в других клубах – пол команды друг с другом не разговаривают, кто-то на кого-то обижен. Легионеры собрались – уехали домой. В «Заре» была команда — семья. Микроклимат в коллективе зависит от главного тренера - он должен найти подход к футболистам, объединить. Васютин обладает таким даром. Он же нас собрал молодых в «Заре», привил желание в футбол играть азартно, и раскрепостил за пределами поля. Мы же все вместе делали, в театры ходили, и в рестораны, и шутливые балетные постановки ставили в училище Олимпийского резерва. Впрочем, Васютин нас в команду, не только по игровым, по человеческим качествам подбирал — злые люди в «Заре» не задерживались. Ты же помнишь, не было в команде завистников, даже среди запасных, тех кто получал меньше.

---Но можно и по телефону общаться с друзьями, зачем ехать в провинцию ради короткой встречи?

--- Потому что, как бы я не ошибался, и не косячил в жизни, должно быть что-то святое. То место, где тебя искренне ждут, любят и простят.

«А ЗАРЯ-ЗАРЯ-ЗАРЯ...»

...В Ленинске-Кузнецком забывшем на годы о большом футболе Праздник. Команда вернулась! - гудит забитый под завязку пятитысячный стадион «Шахтер». Сергей Васютин снова удивляет своих изрядно повзрослевших подопечных, вместо установки на товарищеский матч с кемеровским «Кузбассом» включая в раздевалке песню группы «Любэ» «А заря-заря-заря»:

«...Безоблачным утром, окутанный первой зарёй,
Все песни мои, все друзья будут рядом,
Как-будто и сам я, как-будто ещё молодой-озорной...».

Капитан «Зари» Алексей Смертин смахивает с ресниц пылинку и дает команду партнерам: поехали.

На футбольном поле бесплатный концерт сибирского «Спартака» 20 лет спустя. Паутинки передач, пасы на третьего, квадраты во вратарской «Кузбасса». Чудит Кормильцев — отмечая забитый гол (разбег с центра поля гигантскими шагами к «точке» для удара с пенальти прямо по центру ворот) шлепками пузо в пузо в с Топоровым.

Если правильного и безукоризненно успешного Алексея Смертина партнеры и болельщики уважают (стремясь сделать фото на память), то непутевого балагура Кормильцева — боготворят и буквально носят в Ленинске на руках.

На закрытом заринском банкете Смертин читает стихи Бродского о дружбе. Непутевый Кормильцев кидает клич перечислить деньги на счет Вадима Баженова, поднимая бокал с минералкой за его здоровье...

...А Баженчик умер в Москве на следующий день, когда все «заринцы» разъехались по стране из Ленинска-Кузнецкого, словно не желая омрачать светлый праздник «Зари», своей родной команде-семье.


МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Сергей ВАСЮТИН, отец сибирского «Спартака»

Я ЗНАЮ, КАК ГОТОВИТЬ В СИБИРИ ФУТБОЛИСТОВ СБОРНОЙ РОССИИ

---Как вам удалось воспитать в маленьком шахтерском Ленинске-Кузнецком игроков с высоким игровым интеллектом, Кормильцева, Смертина, Топорова и других?

---Потому что, футбольное творчество нельзя ограничивать жесткими рамками контрактных обязательств. Иначе бы не в «Заре» эти игроки не раскрылись. Я никогда не подавлял индивидуальность игрока. Много общался с ребятами один на один, знал, у кого какие проблемы. Мы очень много времени проводили все вместе — на пикниках, во время шутливых капустников на сцене нашего УОР. Количество наших неформальных общений перерастало в качество слаженной игры на поле, раскрепощало ребят, мы были одной семьей. Мне помогали в создании душевной атмосферы жены футболистов. В таких условиях возможности роста игрока — не ограничены, и даже в провинциальном Ленинске можно готовить игроков уровня национальных сборных. Что в общем-то и доказал проект «Зари». Кстати, насколько мне известно, Гус Хиддинк сумел наладить дружеские отношения со многими игроками сборной России накануне Евро-2008. И это принесло результат.

---Чем сейчас занимаетесь?

--Продолжаю готовить футбольную смену в родном училище олимпийского резерва в Ленинске-Кузнецком.

---Что думаете по поводу дисквалификации Сергея Кормильцева за участие в тотализаторе?

---Сергей очень добрый и доверчивый человек. Я думаю, кто-то воспользовался его доверчивостью.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

СТАВКИ КОРМИЛЬЦЕВА

26 июля 2010 в Южно-Сахалинске встречались команды восточной зоны второго дивизиона «Сахалин» и «Динамо» (Барнаул). За несколько дней до матча в одной из букмекерских контор была зафиксирована серия ставок, сделанная с помощью мобильного телефона (дальневосточный роуминг). В течение 15 минут владелец телефона, зарегистрировавшийся в конторе под именем Сергея Кормильцева, поставил в общей сложности 14.700 рублей (разбив на 13 ставок). В основном это были «экспрессы», то есть ставки на 2-3 исхода сразу. Во всех «экспрессах» присутствовала игра «Сахалин» — «Динамо». Кормильцев ставил не на победу одной из команд, а на выигрыш гостей после первого тайма и поражение по итогам всей игры (на языке букмекеров – П2П1). Коэффициент на такой замысловатый сценарий равнялся 25. Было сделано и несколько одиночных ставок: на счета 0:3 и 2:3 (в обоих случаях с коэффициентом 40), а также на то, что в игре будет забито как минимум 3 мяча (с коэффициентом 2).

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Сергей КОРМИЛЬЦЕВ

Родился 22 января 1974 года в Барнауле.

Воспитанник барнаульского футбола. Закончил школу с серебряной медалью. Плеймейкер. МСМК Украины.

Карьера: «Динамо» (Барнаул), Заря (Ленинск-Кузнецкий), Уралан (Элиста), Динамо (Киев), Торпедо (Москва), Заря (Луганск), Динамо (Барнаул). За сборную России провел 1 матч, за сборную Украины — 15 матчей. Чемпион Украины 1999, 2000, Обладатель Кубка Украины 1999, 2000. Бронзовый призёр чемпионата России: 2000. 4 года был капитаном в ФК «Торпедо» Москва. Будучи тренером ФК «Динамо» (Барнаул) делал ставки на исход матчей с участием своего клуба. Отстранен от профессиональной футбольной деятельности сроком на 1 год. Дисквалификация завершилась 3 сентября 2011 г. Живет в Барнауле. Воспитывает двух дочерей.

Новости. Футбол