100 000 рублей за кусок картона

Сколько может стоить обыкновенный картонный прямоугольник размером 9 на 6,5 сантиметра, вышедший из американской или канадской типографии? Пять рублей? Десять? Пятьдесят?
news

Сколько может стоить обыкновенный картонный прямоугольник размером 9 на 6,5 сантиметра, вышедший из американской или канадской типографии? Пять рублей? Десять, пятьдесят?


Первая карточка легендарного защитника «Бостона» Бобби Орра (сезон-1966/67)

Для того чтобы приобрести одну из дебютных карточек (rookie card) самого талантливого хоккейного защитника всех времен Бобби Орра – вам придется выложить, по меньшей мере, три тысячи долларов США. Но даже в нашей стране существует немалое количество людей, которые охотно расстались бы с такой суммой при наличии у продавца соответствующего раритета.

Сегодня печать и реализация спортивных карт – целая индустрия, в которую вовлечены десятки компаний, стремящихся перещеголять и по возможности поглотить конкурентов. А миллионы коллекционеров собирают памятные альбомы на любой вкус. Sovsport.ru рассказывает о том, как возникло это распространенное хобби и отмечает основные вехи эволюции хоккейных карточек.

ПОДАРОК КУРИЛЬЩИКАМ И ДЕТЯМ

Невероятно, но факт: карточки игроков – старше основанной в 1917 году Национальной хоккейной лиги! Впервые они появились по ходу сезона 1910/11 в качестве бесплатных вкладышей к пачкам сигарет. Идея не была новаторской: американская табачная компания «Аллан и Гинтер» начала увеличивать свои продажи с помощью аналогичных бейсбольных карт еще в 1875 г.


Карточка вратаря «Монреаль Канадиенс» Джорджа Везины (1910/11), чье имя носит приз, ежегодно вручаемый лучшему голкиперу сезона НХЛ

В 1920-е эту технологию взяли на вооружение производители конфет и жевательной резинки. И то, что изначально предназначалось детям – с большим энтузиазмом начали приобретать любители хоккея всех возрастов.

Дела канадской фирмы «O-Pee-Chee», продававшей сахарные леденцы – пошли настолько бойко, что ее владельцы задумались над следующим шагом, который опередил свое время. В сезоне 1933/34 компания выпустила серию (сет) из 48 пронумерованных именных карточек в качестве самостоятельной печатной продукции.


Легенда «Бостон Брюинз» Эдди Шор на первой серийной карте OPC (сегодняшняя цена - 1500$ по каталогу «Beckett»)

С тех пор прошло 80 лет… Отведать знаменитое сладкое лакомство от «O-Pee-Chee» мы, к сожалению, уже не сможем, но хоккейные карточки под культовым брендом выходят по сей день.


Двукратный обладатель Кубка Стэнли вратарь «Лос-Анджелеса» Джонатан Квик на карточке OPC-2013/14

МИРНОЕ ДВОЕВЛАСТИЕ

Дальнейшим планам предприимчивых бизнесменов не суждено было сбыться: Канада и США вступили во Вторую мировую войну. Серийный выпуск коллекционных карт возобновился только в 1952 году благодаря новой канадской фирме «Parkhurst». Именно тогда на ярких картонных картинках впервые появились такие легенды, как Морис Ришар, Горди Хоу, Терри Савчук…


«Мистер Хоккей» Горди Хоу на карточке «Parkhurst»-1951/52 (3000$)

Наконец, вторая половина 1960-х привнесла в жизнь коллекционеров четкий порядок. Ежегодно американская компания «Topps» и уже знакомая нам канадская «O-Pee-Chee» выпускали серии карточек, которые охватывали практически всех игроков НХЛ и мало чем отличались друг от друга.

Первые карточки Уэйна Гретцки от OPC и Topps (1979/80). Различие – только в цене: 800 и 550 долларов соответственно.

Утвердилось и оформление оборотной стороны карточки: на ней отмечался номер, дата рождения игрока, его рост и вес, хват клюшки, год драфта и позиция на нем, а также подробная статистика по сезонам – что в эпоху отсутствия интернета было поистине бесценно! Нередко производители добавляли к этому напечатанный автограф, примечательный факт из биографии или забавную карикатуру.

А собственно фото звезд НХЛ на старых картах – непрерывная ретроспектива хоккейной моды, включающей в себя самые невообразимые прически, усы, бороды, стильные или причудливые дизайны игровой формы, вратарские маски. Подчас одного и того же человека на его первой и поздней карточке просто невозможно узнать.



Яркий пример – звезда «Торонто» 70-х и капитан «Калгари» 80-х Лэнни Макдональд

Впрочем, иногда в стройную систему карточной базы данных лиги вкрадывались ошибки, достойные отдельного рассказа.

НАШИ ДНИ: КОММЕРЧЕСКИЙ ВАНДАЛИЗМ

Начало 90-х ознаменовало собой настоящую революцию в отрасли. Количество компаний, выпускающих хоккейные карты, стало расти как на дрожжах, а старый добрый картон уступил место особому пластику. Печатные изделия начали украшать всевозможными голограммами, блестками и даже водяными знаками. Широкое распространение получили отдельные серии и подсерии карточек, посвященные хоккеистам национальных сборных, игрокам молодежных лиг, вратарям, звездам прошлых лет… Каталоги «Beckett» из года в год становятся все толще, и в них немудрено запутаться. Но, с другой стороны, ассортимент для настоящего коллекционера сегодня поистине безграничен!


Одна из 17 (!) существующих разновидностей первой карточки Хенрика Лундквиста

Но и это еще не все. Многие современные карточки выходят с ручными автографами игроков (которые подчас заключают эксклюзивные контракты с отдельными фирмами), а другие имеют оригинальную «начинку», позволяющую владельцу своими руками прикоснуться к живой хоккейной истории.

Таковой может оказаться все, что угодно. Но чаще всего – это маленький фрагмент использованного свитера той или иной ледовой звезды.


Карта с двумя кусочками формы Александра Овечкина

Раритетные клюшки, шайбы, вратарские щитки… Производители карт безжалостно обращают их в мелкую крошку с тем, чтобы выпустить ограниченным тиражом новую серию. Изготовление карточек превратилось в особое искусство, которое демонстрируется в Северной Америке на специальных выставках.


Карточка с частями экипировки трех лучших вратарей в истории «Филадельфии»: Берни Парента, Пелле Линдберга и Рона Хекстолла

Но одно остается неизменным вот уже более века: спрос на хоккейные карты неуклонно возрастает, все больше и больше людей по всему миру становятся запойными фанатами этого увлечения.

Новости. Хоккей