Мы буйные – поэтому нас просто привязали. Как воспринимать наезды WADA

Это не наезды, а необходимое операционное вмешательство. Потому что болезнь достигла критической стадии, считает главный редактор «Советского спорта».
news

ЛЕЧЕНИЕ НЕ ПОМОГЛО – БУДЕМ РЕЗАТЬ

Что делают с теми, кто в лечебнице излишне буйствует и не слушается врачей? Правильно, привязывают, хорошо фиксируют. Вот это совершенно конкретный наш случай. Нас связали, потому что традиционное лечение не помогло. И обижаться на это… Ну, зачем обижаться на врачей? Обижаться нужно только на себя. Ведь это ты сам запустил болезнь до такой стадии.

В понедельник вечером, дождавшись, когда вся наша редакция будет сидеть на закрытом просмотре фильма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», The New York Times выкатил на свет божий свой инсайд. Как пишут коллеги, Комитет по соответствию Всемирному антидопинговому кодексу (тот самый, что готовил в последние два месяца свои рекомендации для исполкома WADA) предложил (пока надо добавить словечко «якобы»  потому что информация еще не официальная) отстранить Россию от всех международных соревнований на четыре года.

Лишение РУСАДА статуса соответствия означает (так же, как означало в прошлый раз – до 2018 года включительно) еще и запрет на проведение международных соревнований на территории страны и запрет на выдвижение кандидатов от России в международные спортивные структуры. Последний момент неприятный – все-таки интересы российских спортсменов кто-то должен отстаивать, в том числе в кабинетах (а то, как в этом направлении работает ОКР, меня лично полностью устраивает). Но запрет на соревнования неприятен вдвойне, так как тут есть размытые трактовки. Но речь идет только о тех организациях, которые подписали антидопинговый кодекс. УЕФА не подписал, поэтому Евро-2020 у Санкт-Петербурга точно не отберут и российскую сборную туда допустят. А вот ФИФА подписал. И угроза вообще не участвовать в отборе к ЧМ-2022 в Катаре становится реальностью.

Кроме того, Россия не сможет подавать заявку на проведение Олимпиады-2032, РУСАДА выплатит штраф (но не гигантский – до 100 тысяч долларов).

СПОРТСМЕНЫ БУДУТ УЕЗЖАТЬ

9 декабря будет приниматься окончательное решение на исполкоме WADA в Париже. Неожиданностей ждать не стоит: до сих пор исполком всегда подтверждал решение своего комитета. Да и глава РУСАДА Юрий Ганус ничего оптимистичного не ждет от исполкома.

То, что базой данных Московской антидопинговой лаборатории манипулировали – доказано. Да и российская сторона никаких контраргументов в этом вопросе не привела.

Неприятные диагнозы врачей никогда не приятно слышать. Но ведь не врачи в это виноваты, правда? Но если отвлечься от эмоций, то в этом решении можно увидеть множество здравых тезисов. Есть конкретный срок – 4 года. Не «начните исправляться, а там посмотрим, как будем вас прощать», а совершенно четкий и понятный: четыре года, иначе говоря  две олимпиады. Полный олимпийский цикл для зимников и полный – для летников.

Дальше. Чистым спортсменам (тех, кого не подозревали в приеме допинга – кто не упоминался в докладе Макларена, с чьими данными не манипулировали в Московской антидопинговой лаборатории) выступить в нейтральном статусе все-таки дадут, а значит – это самое главное! – наши звезды не пострадают. За Кучину, Шубенкова и других сможем болеть, прекрасно понимая, что они – наши.

Но точно так же стоит готовиться и к следующему следствию – к массовой смене спортивного гражданства нашими спортсменами. Не к одному-двум-трем переходам, а к массовому переходу граждан через спортивную границу. Направления могут быть разными – это уже нюансы, не влияющие на суть дела. Одно дело – временные санкции, другое – прочно и надолго опустившийся шлагбаум на пути. И тогда очень быстро случится следующее – очень быстро уже у пап и мам, дети которых занимаются спортом, может сформироваться устойчивый рефлекс: хочешь быть спортсменом – меняй паспорт.

Избежать всего этого помогло бы то, о чем мы давно уже говорим, а именно уход государства из сферы профессионального спорта. По большому счету, его и не должно изначально быть в спорте высших достижений – только частные инвестиции, только спонсорские деньги (при этом государство не имеет права уходить из сферы детско-юношеского и массового спорта, где оно просто обязано присутствовать). Тогда любой допинг-скандал не будет раз за разом бросать тень на власти. Если перестать воспринимать спорт как противостояние политических систем, как войну мирными методами, то и элементом политического давления он быть перестанет.

ТАК ВСЕ-ТАКИ ЕСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ ИЛИ НЕТ?

И напоследок. У меня ко всем читателям, кто неравнодушен к судьбам отечественного спорта, одна коротенькая просьба: когда будете слушать очередные завывания «экспертов» и «политиков» о том, что допинг принимают все, а ловят только нас из политических соображений – помните, что это те буйные, которые лечиться не хотят. Этими завываниями, которым уже больше четырех лет (а именно столько бушует уже допинговая проблема в России), разговорами о политическом заговоре прикрывались все те безобразия, опустившие наш спорт в яму.

При этом не хочется ни злопыхать, ни ерничать и уж тем более жить по принципу «чем хуже – тем лучше». Если наши футболисты не примут участия в отборочном цикле к чемпионату мира-2022, я искренне буду грустить и расстраиваться. Огромный кусок моей жизни на долгое время будет вычеркнут из души. Но – восприму как должное. Бывает неприятное лечение и горькие пилюли. Но надо пройти весь курс лечения.

И вот теперь совсем напоследок. Буду не очень честен, если не скажу о том, что все-таки свербит где-то внутри. Вот смотрите, о чем я. The New York Times публикует материал. К коллегам из издания у меня вообще нет никаких претензий. Это работа журналиста – донести до читателей всю общественно важную информацию, которая стала известна. Но ведь кто-то принял решение, чтобы журналистам ее передать? А значит это уже элемент все того же политического давления.

Но в любой ситуации можно и нужно видеть положительные стороны. Если утечка – не фейк, то у наших юристов будет не 21 день после объявления решения 9 декабря, а по сути на две недели больше.

Новости. Олимпиада