Способен ли Сальников выплыть? Расследование «Советского спорта»

Разбираемся в плачевном настоящем российского плавания.
news

Разбираемся в плачевном настоящем российского плавания.

Когда приходит время олимпиад, мы все в едином порыве начинаем увлеченно следить за общекомандным медальным зачетом. Да, мы болеем за конкретных представителей и представительниц России, но все равно следим и за копилкой медалей: на каком мы сейчас находимся месте, какие есть шансы подняться на строчки повыше, какие «наши» виды остались впереди.

Разумеется, на первый план выходят так называемые «медалеемкие» виды. Круто выиграть, к примеру, на зимней Олимпиаде главные состязания - по хоккею. Но без медалей в других видах – в лыжных гонках, биатлоне, горнолыжном слаломе, коньках, фигурном катании и т.д. – в графе «медали» будет значиться сиротливая единичка. Та же история – с летними олимпиадами. Есть виды, которые у нас считаются «плановыми» (как бы цинично это ни звучало). В художественной гимнастике, синхронном плавании не завоевать медали мы не имеем права. Но высокие строчки общекомандного зачета без наград в тех самых медалеемких видах невозможны. А таких видов два. Это – легкая атлетика и плавание. Что в нашей стране с легкой атлетикой происходит – знаем. Лишний раз о грустном не будем. Самое печальное, что никто не скажет, сколько еще понадобится месяцев или лет для полного восстановления доверия к нашей легкоатлетической федерации, а через нее – к спортсменам.

Остается плавание. Поэтому логично взглянуть на то, что происходит в этом виде спорта, какие есть перспективы и как выстраивается работа. Потому что уповать-то больше особо и не на кого.

Россыпью наград плавание нас давно не баловало. Даже редкие победы не приводили к мысли, что они – следствие системной работы. Приглашение легенды советского плавания Владимира Сальникова на должность главы федерации вселяло надежду: приходит человек, который знает, как добиваться результата. В его спортивной жизни ведь многое было через не могу, через преодоление – не только себя, но и чиновничьих препон, недоверия и так далее. Его, желавшего проститься со спортом победой на Играх-1984, на Олимпиаде не оказалось: виной тому – бойкот соревнований, устроенный Советским союзом. Дальше пошел спад, болезни, травмы, от сборной его отцепили. Но, тренируясь фактически вне системы сборной, он смог отобраться в Сеул, где в блестящем стиле победил и ушел на победной ноте.

Да, потом с тренерской биографией особо не сложилось. Но ведь не обязательно из прекрасного спортсмена вырастает прекрасный тренер, правда? А вот успешные менеджеры – почему нет?

На Сальникова надеялись, в него верили. К тому же ему не пришлось бы изображать борца с ветряными мельницами. Обласканный поддержкой высокопоставленных чиновников, он получил мощную поддержку от немалого количества назначенных для федерации спонсоров. Все сплошь государственные корпорации или же мощные холдинги: «Газпром», «Уралхим», СУЭК, «Почта России», Корпорация «Аэрокосмическое оборудование», страховые компании.

Не сказать, что в разных странах федерации плавания так уж сильно богаты. Затрат много, доходы в лучшем случае компенсируют часть затрат. У топ-спортсменов – понятное дело, топ-спонсоры. А федерация в целом – без особых доходов. Но Всероссийская федерация плавания занимала особое место – недостатка в деньгах она не испытывала.

К каким же результатам мы пришли? По большому счету, можно оставить в стороне какие-то нюансы, простить многие грехи и недочеты, если есть главное – победы российских спортсменов на престижных международных соревнованиях. Чемпионат мира по водным видам спорта прошел в позапрошлом году в Казани и завершился, мягко говоря, неудовлетворительными результатами. Тогда Сальникову это простили. Потому что основные выводы делать нужно по главному соревнованию четырехлетия – Олимпиаде в Рио-2016. Но что мы получили прошлым летом?

Эта Олимпиада запомнилась нам цветущим бассейном, менявшим цвет день ото дня, разговорами о неправильно организованных плавательных дорожках, влиявших на рекордные результаты и… очередным провалом российских пловцов. Одна только Юлия Ефимова порадовала нас двумя серебряными медалями. Та самая, что фактически была оставлена Владимиром Сальниковым вне сборной.

Спорт делают звезды. Не чиновники. Юлия, постоянно прессуемая руководством федерации, сделала то, что не смог сделать ни один другой спортсмен, федерацией опекаемый и пестуемый.

История конфликта была долгой: главе федерации не нравились индивидуальные спонсоры Юлии, не нравились ее резкие заявления. Но дело не в том, в купальнике какой фирмы плыть, а в том, что именно ставилось в упрек главе федерации от спортсменов: тяжелый психологический микроклимат в команде и устаревшие методики. Ефимовой (да и не ей одной) не нравились советские подходы Сальникова:

- Наша российская школа плавания не вытягивает по сравнению с остальными. Методы работы мы не утратили. Они как раз остались старыми, потому что следующего шага не сделали. А тренеры категорически не хотят учиться. У них всех советская школа, и они еще боятся, что американцы узнают нашу методику, — иронично говорила Юлия Ефимова.

Должен ли действующий спортсмен оценивать работу федерации – вопрос спорный. И не о Юлии Ефимовой речь. Просто сложно не увидеть результата. Точнее, его отсутствия. Ноль золотых медалей, два серебра (оба – у Ефимовой, фактически отчисленной Сальниковым) и две бронзы (у мужчин). У США – 33 медали, у Австралии – 10. Пятнадцать стран впереди России в общем зачете в плавании! Россия – 16-я! И это страна, которая когда-то была почти что непререкаемым авторитетом в бассейне!

Мнение спортсменки во многом поддерживает член высшего наблюдательного совета Всероссийской федерации плавания Алексей Власенко:

- Мы живем прошлым, у нас все замыкается на главном тренере – он и тренер по ОФП, и тренер на суше, в зале, и психолог. В общем, и швец и жнец, и на дуде игрец. А мир сегодня ушел далеко вперед, поэтому нам нужно брать нормального западного специалиста – объявить конкурс на должность главного тренера сборной страны и посмотреть, кто реально может нам помочь. Это могут быть и австралийцы, и американцы, да кто угодно.

Но как раз в этом направлении работы Сальникова не видно вовсе. Смена тренеров в сборной идет постоянная. Логики же в кадровых перестановках нет вовсе. Сальникову, поговаривают коллеги, легко избавляться от тех, кто позволяет себе иметь хоть сколько-нибудь самостоятельную позицию.

Ок, предположим, что в спорте высших достижений у нас случился провал – старых звезд уже нет, а новые пока не подросли. Это бывает. Но тогда, может быть, посмотрим на ситуацию с массовым спортом, с подрастающим резервом, с детско-юношеским потенциалом? Ведь это как раз те, кто должны подрасти и начать наступать на пятки, создавать конкуренцию?

Увы, здесь ситуация складывается совсем унылая. На сайте федерации есть документы, связанные с программами развития плавания в регионах. Не очень понятно, почему в большинстве случаев самые последние документы датируются 2012 годом, но даже не это главное. Ситуация примерно одинакова во всех регионах. Мы взяли для примера Ростовскую область, регион, знаменитый своими пловцами: Александр и Геннадий Пригода, Владимир Пышненко, Игорь Марченко, Аркадий Мятчанин, Елена Богомазова, многие другие.

Согласно «Программе развития плавания и создания единой сети водноспортивных оздоровительных комплексов на территории Ростовской области» (2007-2012), в регионе было восемь действующих спортивных бассейнов, в период по 2012 год планировалось построить еще 22 объекта (8 - в Ростове, 14 – в области).

Знаете, сколько построено на деле? Вместо двадцати двух – шесть! Всего шесть (два – в Ростове, 4 – в области).

Может быть, это Ростовской области просто так не повезло? Нет, повторимся, аналогичная ситуация – в каждом из регионов. Все программы и документы в редакции имеются.

В каждой из программ есть примерно такой пункт: «Количество, тип объекта и территории размещения объектов строительства могут быть изменены в соответствии с приоритетами, которые определяются исходя из интересов населения…» Кто эти «интересы населения» определяет – тема сама по себе интересная, но если перевести это с чиновничьего языка на общеупотребимый: захотим – передумаем в любой момент. Тогда к чему все эти планы? Уточним, что абсолютно в каждом из регионов передумали в одинаковую сторону. Надо ли пояснять, в какую именно?

Потенциальные инвесторы появлялись, но им давалась четкая рекомендация: хотите строить по нашему типовому проекту, получать поддержку от федерации – покупаете материалы у таких-то фирм, нанимаете подрядчиков вот тут-то и тут-то. В итоге типовой проект оказывался дороже любого другого, что само по себе абсурдно и что в итоге и становилось подлинной причиной снижения цифр.

Слова Владимира Сальникова, комментировавшего как-то очередной скандал в очередном из регионов – о том, что «с плаванием в регионах у нас вообще хаос» - должны были взорвать спортивный мир, но не взорвали. А между тем именно эти слова свидетельствовали, что господин президент Всероссийской федерации плавания не понимает уставных обязанностей - ни своих, ни федерации в целом, да и не собирается их исполнять. Возможно предположить, что ему невыгодно заниматься развитием плавания в регионах. Кто утонет – сам утонет, а кто выплывет… Но тогда чем занят глава федерации, если спорт высших достижений – мимо, спорт в регионах – тоже мимо?

В Волгограде плаванием руководил блистательный в свое время тренер Виктор Авдиенко. Именно он воспитал олимпийских чемпионов Евгения Садового и Дениса Панкратова. Долгое время считалось: попасть к Авдиенко - попасть на пьедестал. Многие мамы отдавали туда своих дочерей в надежде на будущие медали, а потом, спустя год-два получали их назад списанными и… как бы это сказать покорректнее… ставшими фигурантами очередного скандала интимного свойства. Были такие истории, которые активно замалчивались внутри федерации, дабы не вырваться наружу.

Между тем сам Виктор Авдиенко (а это правая рука Сальникова) еще пару лет тому назад в одном из интервью признал: воспитанием чемпионов денег не заработаешь. И создал структуру, которая, с одной стороны, получала деньги от государства на правах Центра спортивной подготовки, а, с другой, фактически стала частным спортивным центром, на паях принадлежавшем самому Авдиенко и его близким. ЦСП работал в режиме, достаточном для прославления Авдиенко, а частный центр брал деньги даже со школ олимпийского резерва. Когда те оказались не в состоянии платить, разразился скандал: стоимость аренды бассейна для занятий с детьми оказалась чуть ли не выше, чем стоимость самого современного центра на озере Круглое, где по высшему разряду готовится к чемпионатам и олимпиадам взрослая сборная. При этом Виктор Борисович оставался не только президентом региональной федерации плавания, но и первым вице-президентом ВФП. Все это происходило с молчаливого одобрения главы федерации.

Но настоящей бомбой могла бы стать информация о том, каким образом изначально попали бассейны и прочие сооружения на баланс этого Центра. Учредителями АНО стали Авдиенко и окружение Сальникова, за 200 миллионов рублей они покупали бассейны у различных местных структур, собственниками которых были… все те же самые люди. Они покупали бассейны сами у себя! Да и сейчас не бедствуют – достаточно вспомнить о рекордной стоимости аренды бассейна.

Отказавшись от исполнения основных своих обязанностей – развития вида спорта и поддержки спортсменов, федерация Владимира Сальникова оказалась вообще не у дел. Во-первых, совершенно неочевидно, кто ею руководит – сам Владимир Сальников, исполнительный директор Григорий Стецюк, оставшийся в наследство от Геннадия Алешина, или же Виктор Авдиенко. Во-вторых, не ясно, руководит ею вообще кто-то, или же все дела пущены на самотек. Все тот же принцип: выплывет каждый, кто не утонет. Таким образом, может и окажется полезной идея создания Ассоциации водных видов спорта – по аналогии с системой, принятой в мире. Плавание, прыжки в воду, водное поло – стагнация есть везде.

Ни одно расследование сегодня не обходится без финансового анализа. Но мы не видели своей задачей поиски каких-то сложных финансовых схем, собственности в офшорах и так далее. Собственно говоря, изучая бухгалтерскую отчетность трех компаний, к которым имеет отношение Сальников (Кубок Сальникова, где он является совладельцем со своей супругой Мариной Сальниковой, АНО «Плавательный клуб Волга» и Всероссийская федерация плавания), понимаешь, что бухгалтерия и финансы – это далеко не самый сильный его конек. Анализ отчетности бухгалтерской отчетности ВФП за 2012-2015 годы оставляет больше вопросов, чем ответов. Что происходит с чистыми активами Федерации? Откуда появилась 137 миллионов в 2013 году и куда они делись в 2014-м? Чем обусловлена необходимость существенно увеличивать уставной капитал Федерации? Список вопросов может быть продолжен.

Да, Владимир Сальников – слава нашего плавания, наша история. И с пьедестала никто не должен его сбрасывать. Но даже его нынешнее положение, когда прежней поддержки со стороны сильных мира сего он не получает, свидетельствует только об одном: как менеджер, как управленец он доверие утратил.

Когда в политике, к примеру, губернатор утрачивает доверие со стороны тех, кто выше его в исполнительной вертикали, его отправляют в отставку. Есть же и официальная формулировка такая: «отправлен в отставку в связи с утратой доверия». А что происходит, если утратил доверие глава федерации? Как будем выплывать в этой ситуации?

«Советский спорт» в настоящий момент ведет сразу несколько расследований о деятельности различных федераций. Главный вопрос - о той ответственности, которую несут главы федераций за неудовлетворительные результаты.

Новости. Плавание