Нож в спину или жизнь по средствам? К чему приведет отмена международных гонок

ФВСР отказалась от международных шоссейных велогонок в России в 2016 году. Sovsport.ru разобрался, какими будут последствия.
news

Федерация велосипедного спорта России (ФВСР) отказалась от проведения международных шоссейных гонок в России в 2016 году. В профессиональной среде прозвучало мнение, что это решение убьет российский шоссейный велоспорт. Sovsport.ru разобрался, в чем причины такой реформы и какими будут последствия.

В прошлом году российский календарь включал в себя 13 международных шоссейных гонок: 8 однодневок и 5 многодневок, включая знаменитую «Пять колец Москвы». Теперь остались только всероссийские соревнования, которые по уровню конкуренции не могут тягаться с отмененными стартами.

Суть проблемы

Международные гонки для большинства перспективных российских гонщиков, не имеющих пока статуса профи, были редкой возможностью сравнить себя с профессионалами, не выезжая из страны, заработать призовые и посоревноваться на высоком уровне. Теперь всего этого они лишены. Международные гонки это и возможность набрать рейтинговые очки, которые нужны стране для получения квот на чемпионате мира и Олимпиаде. Российские гонщики, например, заняли первые девять мест в «Гран-при Сочи»-2015 и отправили в копилку страны все разыгрываемые очки.

– Шоссейный велоспорт в России не умер, но нож в него уже воткнули, – сказал гонщик «Газпром-РусВело» Виктор Манаков. – Смерть наступит через пару таких пустых лет. Пройдет Олимпиада, и в зависимости от результатов на Играх будет ясно дальнейшее развитие.

– Велоспорт в стране не умер, но пострадал, уже ранен, – отметил член сборной России Николай Журкин. – Пока не столь критично. Но всероссийские соревнования в любом случае не сравнятся с международными. На мировой арене совсем другие люди выступают. Это скажется на подготовке к Олимпиаде. Не будет достаточно международных стартов, чтобы потом проявить себя на чемпионате России и отобраться на Олимпиаду.

Юрий Кучерявый: Шоссейный велоспорт в стране не умер, мы меняем систему развития

Цена вопроса

Призовые однодневной международной гонки, как правило, составляют 5 000 евро + 500 евро на регистрацию, многодневной гонки – 26 000 + 2 500. Также организатор должен обеспечить питание, размещение, трансфер, оплату визовых сборов, предоставление технического транспорта как минимум пяти иностранным командам. При нынешнем курсе евро бюджет международной гонки «Пять колец Москвы» (в рамках нее проходит одна многодневная гонка и три однодневных) составляет порядка восьми миллионов рублей. Если отталкиваться от количества гонок в прошлом году, то общий бюджет получается около 100 миллионов рублей.

– Уровень гонок становился все менее привлекательным, что отражалось на посещаемости, – пояснил генеральный директор ФВСР Юрий Кучерявый. – На «Пяти кольцах Москвы» в последние годы с трудом набиралось 200 человек. Чтобы гонка поднимала уровень российских спортсменов нужно приглашать передовые страны: Италию, Швейцарию, Бельгию и другие, – где велосипедный спорт находится на высоком уровне развития. Бюджета для приглашения этих стран у ФВСР не было и пока нет.

При этом, как ни странно, у наших соседей – Белоруссии и Украины – хватает средств, чтобы не отказываться от проведения международных шоссейных гонок.

– Я думаю, можно было с минимальными потерями выйти и оставить в календаре хотя бы исторические гонки, – заявил Николай Журкин. – Чтобы хоть что-то было. На Украине, например, будет около 10 международных стартов, а в России ни одного. Как такое может быть?

– Это плохое начало для российского велоспорта, – сокрушается Виктор Манаков. – Много гонщиков осталось без гонок. Какими бы ни были оправдания, наоборот, нужно увеличивать количество гонок. Мы сильно отстаем в этом плане от всех. Даже у не самой богатой Белоруссии около пяти гонок, у Украины достаточно, а у нас – ноль. Понятно, что этот вопрос не в моей компетенции, но, думаю, на одну гонку можно было бы наскрести деньги. Хотя бы оставили московский блок гонок, они уже как традиция для нас.

Куда пойдут средства?

По словам руководителей федерации, средства, освобожденные после отмены 13 международных гонок, будут направлены на всероссийские соревнования, в которых нет возможности набора рейтинговых очков, и на подготовку спортсменов к Олимпиаде в Рио. При этом к Играм готовились и в предыдущие олимпийские годы, но международные старты в стране не отменяли.

– Всероссийские соревнования и так всегда были, просто их недостаточно, – подчеркнул Манаков. – Если ветеран, то можешь поездить там. А для действительно профессионалов этот год получается без международных гонок в стране. Должен быть очень сильный календарь внутри страны, как, например, у американцев или австралийцев. У них во внутренних гонках большие деньги разыгрываются, а сами старты проводятся в крупных городах. На этом они собирают толпы людей в центре города. А у нас старт и финиш проводят в полях – какой тут интерес? О каком развитии может идти речь?

Что дальше?

Федерация велоспорта России не считает трагедией отмену 13 международных гонок в стране, предлагая молодым спортсменам сосредоточиться на конкуренции на внутренних стартах. По словам Юрия Кучерявого, календарь российских гонок включает в себя около 300 стартов различного уровня во всех видах велоспорта (не только шоссе) и не уступает по объему календарям других стран.

– Мы обязательно вернемся к организации международных гонок, но в свое время, – обнадежил Кучерявый. – У нас выстроена линия «континентальный» – «проконтинентальный» дивизионы и дивизион «Мировой тур» (элитная лига в велошоссе. – Прим. ред.), но мы забыли про подготовку резерва, кто-то должен постоянно пополнять состав этих команд. Пока мы сами с собой не начнем биться и создавать конкуренцию внутри страны, пока мы будем платить сумасшедшие деньги за рейтинговые очки, то есть вкладывая деньги в проведение международных гонок с участием многих гонщиков с заведомо низким уровнем, не будет ни роста, ни одного достойного спортсмена.

Оптимистично настроен и победитель «Пяти колец Москвы»-2014 Андрей Соломенников.

– Внутренний календарь у нас достаточно большой для развития молодежи, – сказал Соломенников. – Шоссейный велоспорт у нас не умер. Первые всероссийские старты, которые из года в год проводятся, никто не отменял. А международные имели ограниченное количество участников. Грубо говоря, только по шесть участников от клуба. На международные ехали только сильнейшие, а во всероссийских стартах смогут принять участие все. Я думаю, это не смертельно.

Новости. Велоспорт