«В каждом матче у нас были отрезки, когда слишком многое позволяли соперникам»

Комментатор Eurosport Николай Саприн объяснил, почему в России не увидели матч против Эквадора, и поделился впечатлениями от игры команды.
news

Комментатор Eurosport Николай Саприн объяснил, почему в России зрители не увидели матч против Эквадора, поделился впечатлениями от выступления команды на юношеском чемпионате мира и назвал сборные, за которыми стоит следить дальше.

«Основной офис канала – в Париже, неудивительно, что выбрали французов»

– Как так получилось, что первый матч сборной показывали по Eurosport, два следующих – по Eurosport 2, а встреча 1/8 финала вообще осталась без внимания?
– Eurosport – все-таки панъевропейский канал; то, что мы видим в России, в этот момент смотрит и вся остальная Европа. На стадии 1/8 финала сразу в нескольких случаях матчи проходили в одно и то же время – и поэтому при формировании сетки нужно было делать выбор. Параллельно с нашим матчем играли еще и Франция с Коста-Рикой. Учитывая, что основной офис Eurosport находится в Париже, неудивительно, что французы выбрали французов. Одновременно две игры впрямую показать было нельзя, потому что на первом канале шла трансляция матча MLS, которая для Eurosport имеет приоритетное значение.

– Если бы наши вышли в финал, есть шанс, что матч взял бы себе Первый канал, как в случае с молодежкой?
– Не ко мне вопрос. Не работаю на Первом канале, не могу за них отвечать. У Eurosport, как известно, права на показ большинства юношеских и молодежных турниров. Естественно, чемпионат мира и дальше будет показываться в полном объеме.

– Какие оставила впечатления игра наших против Эквадора?
– Пришлось искать трансляцию в интернете, найти получилось не сразу – включил уже при счете 1:2. Показалось, что те изменения, которые были в обороне из-за дисквалификации Алексея Татаева, нашего центрального защитника, коренным образом сказались на организации всей игры в обороне. Вышедший вместо него Котов был недостаточно сыгран с партнерами – и это не совсем его вина: для парня это был дебют на чемпионате мира, да еще в такой стрессовой ситуации. После перерыва атаки на наши ворота шли из разных точек – и в первую очередь, с флангов. Наша команда вынуждена была раскрываться, чтобы поскорее сравнять счет, и Эквадор нас ловил на контратаках раз за разом. Свои моменты южноамериканцы здорово реализовали.

– Что случилось с Захаровым в матче с Эквадором? Человек привозит три гола на ровном месте…
– Андрей – фигура новая для сборной Галактионова. Начинал карьеру он как опорный полузащитник, но этим летом  у себя в «Чертанове» был переведен в центр обороны. Команда после этой перестановки заиграла лучше, на Андрея обратили внимание в сборной, пригласили, попробовали – и стали наигрывать уже с прицелом на чемпионат мира. Но не стал бы на него спускать всех собак – в защите плохо сыграла вся команда.
Может быть, отчасти проблема была еще и в поле – как, скажем, это произошло еще во втором туре с Коста-Рикой. Тогда газон перед матчем полили, а наши к этому оказались не готовы – и постоянно по полю скользили, падая и теряя мяч на ровном месте. Но все же в четверг таких потерь было намного меньше.


«Эквадорские юноши до плей-офф не впечатляли»

– Тренер и игроки отмечали как положительный момент, что команда остается в Консепсьоне. Должны были привыкнуть к полю, получается.
– Согласен: в этом матче природа ошибок лежит в другой плоскости. Не в Захарове, Котове или Татаеве дело, а в неудачной игре всей команды. Мы заняли первое место у себя в группе, но в каждом матче допускали 15-20-минутные отрезки, когда теряли инициативу и слишком многое позволяли сопернику.
Так было в конце первого тайма с Северной Кореей, когда в наши ворота не засчитали чистый мяч. Так продолжалось едва ли не полматча с Коста-Рикой, когда в самом начале в ворота россиян дали пенальти – хорошо ещё его отбил Максименко. Южноафриканцы во втором тайме вплоть до гола с центра поля регулярно обстреливали нашу рамку и даже попадали в каркас. А с Эквадором так, по сути, продолжалось весь матч – начиная с быстро пропущенного первого гола.

– Сетка турнира позволяла надеяться на большее?
– В этой возрастной категории очень трудно такие прогнозы строить. Тот же взрослый Эквадор – все же знают, на что он способен с Нобоа, Кайседо, Валенсией, Айови.  А эквадорские юноши до плей-офф не впечатляли. Я видел их игру с малийцами в группе – и это был кошмар: они с трудом до чужих ворот доходили. Но потом выиграли у Бельгии (которая, кстати, тоже вышла в четвертьфинал), а с нами просто летали по полю. Может, кто-то из ребят и думал, что теперь мы после первого места в группе до финала должны дойти – но, сказать по чести, так же мощно, как Франция, Германия, Мексика или Нигерия, на первом этапе мы не выглядели. Смотрелись добротно, чувствовался хороший потенциал, но не более того. А до четвертьфинала, кстати, не только наши – далеко не все фавориты добрались.

– Речь о Франции с Германией?
– Конечно. Про французов все говорили, что они чуть ли не главные претенденты на победу. Чемпионы Европы, у них в составе великолепный бомбардир Эдуар, сын Зидана, Люка, в воротах, сейчас едва ли не лучший вратарь мира в этом возрасте. Но в 1/8 в серии пенальти Франция уступает Коста-Рике – так что по результату они ничем не лучше россиян выступили.

– Гол Махатадзе с центра поля – лучшее, чтобы было в этом году с юношами?
– Один из самых ярких эпизодов, разумеется. Здорово было исполнено. Самое главное, что что-то подобное от него нужно было ожидать – Георгий в этом году уже неоднократно пытался забить подобным образом. И на Евро в матче с французами, и в молодежной команде «Локомотива». Вот, наконец, получилось – и здорово, что это пришло в самый нужный момент – в концовке матча с ЮАР при скользком счете. Думаю, что мы вправе ждать продолжения – а самое главное, и вратари в России теперь должны постоянно быть начеку.

Георгий Махатадзе: Под конец подсели, надо было что-то придумывать, я и ударил

«Уверенности, что все игроки сборной раскроются, быть не может»

– За какой сборной посоветуете дальше следить на чемпионате мира?
– Наша часть сетки поинтереснее. Если бы мы выиграли у Эквадора, встретились бы с Мексикой, которая в этом возрасте впечатляла уже неоднократно за последние десять лет. У них в стране специальная программа, очень много турниров для юношей проводится. В полуфинале, судя по всему, будет схватка Мексика – Нигерия, повторение финала двухлетней давности. А это уже говорит о качестве подготовки резерва в стране. Тот же возраст, но другие игроки – а сборные этих стран остаются на высочайшем уровне. Мексиканцы ведь еще и в 2011 году выиграли чемпионат мира.
Очень сильная команда из Мали. Цепкая в отборе, сбалансированная. Пожалуй, в Африке за последние годы именно у малийцев появилась самая качественная система воспитания юношей. В этом году ведь еще и их сборная U20 заняла третье место на молодежном чемпионате мира в Новой Зеландии.
Есть еще и две крепкие европейские команды – Хорватия и Бельгия. Очень понравилось, как стартовали в плей-офф бельгийцы – они и на Евро в матчах на вылет смотрелись внушительно.

– Что ждет наших ребят в дальнейшем? У кого из них шанс пробиться в люди наиболее очевиден?
– Зависит от того, как они проведут следующие два года. В юношеском футболе самый важный возраст даже не 17, а 18-20 лет, когда ты уже находишься на самом пороге перехода во взрослый футбол. Звезды чемпионата мира U17 становятся звездами на взрослом уровне куда реже, чем отличившиеся уже на молодежных мундиалях. Очень сложный возраст.
Поэтому уверенности в том, что в обязательном порядке раскроются все ребята из нынешней команды Михаила Галактионова, нет и быть не может. Но здорово, что практически все эти парни уже на хорошем счету в молодежных составах клубов РФПЛ – вратарь Максименко, который на Евро вытащил четвертьфинал с англичанами; Махатадзе с Галаниным, Матвийчук, Татаев. Может быть, еще быстрее дорастут до необходимых кондиций и ребята из «ФК Чертаново» – Захаров, Селюков, Прудников. Они всё-таки закаляются сейчас не в матчах со сверстниками, а в схватках со взрослыми мужиками во второй лиге. Вспомните, как Сычев стремительно превратился в серьезного мастера после обкатки в Тамбове.
У Галактионова, кстати, перед глазами отличный пример ребят из сборной под руководством Дмитрия Хомухи. Которые выиграли чемпионат Европы до 17 лет два года назад, а нынешним летом дошли до финала Евро U19 практически тем же составом. И вот здесь веры в то, что они уже не потеряются, гораздо больше.

– Пресловутую проблему с центром обороны в национальной сборной реально решить с помощью ребят Хомухи и Галактионова?
– Конечно. Замену Игнашевичу и Березуцкому ищет сейчас и Слуцкий, искал и Капелло. Тот же Чернов из сборной Хомухи дебютировал в первой сборной еще до Евро для 19-летних, где мы в финале играли. Талантливых ребят, конечно, хватает – им просто нужно время, чтобы получить опыт игры в первой сборной. А оно до чемпионата мира в России еще есть.