Британский гонщик стал абсолютным чемпионом на «Москвиче». Нереальная статистика побед!

Помогла лазейка в правилах.
news

Советские автомобили были далеко не самым популярным экспортным товаром, однако отдельные модели всё же находили признание за рубежом. Одним из таких автомобилей стал «Москвич-412», на котором английский пилот Тони Ланфранки установил очень крутое достижение. Британцу даже не приходилось напрягаться, чтобы побеждать в гонках!

Невиданная мощность

В 1967 году Московской завод малолитражных автомобилей (МЗМА) представил новую модель — «Москвич-412». Назвать машину принципиальным прорывом в плане дизайна было нельзя: внешне она почти полностью копировала своего предшественника — «Москвич-408». Зато ходовые характеристики были гораздо интереснее, причём не только в рамках продукции завода, но и всего советского автопрома тех лет. 

Прыжок от безысходности. Почему трагически погиб знаменитый русский гонщик?

Тогдашние автомобили эстетически были очень привлекательны (60-е — расцвет автодизайна во всём мире), но далеко не всегда функционально отвечали требованиям новой дорожной реальности. Например, 21-я «Волга» была чересчур громоздкой и разгонялась крайне медленно, что доставляло определённые неудобства в оживлённом транспортном потоке города. То же самое можно было сказать о предыдущих моделях «Москвичей». 412-й стал своего рода революцией. 

2.webp
Источник фото: Motor Sport

Небольшой вес и скромные габариты в сочетании с довольно мощным полуторалитровым двигателем делали «Москвич» весьма маневренным автомобилем. Он быстро разгонялся и неплохо входил в повороты. Неудивительно, что 412-й быстро стал любимым автомобилем советских пилотов. При этом машина в гоночной комплектации была даже мощнее: 75 лошадей под капотом превращались в 125, а максимальная скорость доходила до 145 км/ч. Невесть что даже по меркам 60-х, но удобство в управлении и продвинутая для тех лет система безопасности компенсировали все недостатки. 

В ограниченных количествах 412-й даже отправляли на экспорт. По сравнению с другими автомобилями своей категории на Западе «Москвич» продавался по очень доступным ценам. В Великобритании его можно было купить менее чем за 600 фунтов. Тогда-то советский жеребец и приглянулся одному из английских гонщиков. Тони Ланфранки увидел в машине потенциал для больших побед — и не прогадал. 

Хитрый ход

Ланфранки, родившийся в 1935-м в Брэдфорде, никогда не был топовым пилотом. Он успел поучаствовать и в Формуле-1, и в Формуле-2 и в гонке «24 часа Ле-Мана», однако нигде больших успехов не добился. Впоследствии Тони стал соревноваться в гонках так называемого Британского тура, где принимали участие автомобили, изначально не предназначенные для трека. Но и там особых достижений не было. Пока не появился «Москвич». 

В Британском туре машины делили на классы не по ходовым характеристикам, а по цене. Узнав о 412-м, Ланфранки внезапно осознал: в своей ценовой категории эта пташка непременно будет превосходить крохотные «Хонды» и «Мини-Куперы». Он связался с компанией-дистрибьютером «Москвичей» в Британии и заказал для себя машину. 

«Я спросил у них: «Вы хоть понимаете, что продаёте машину, которая выиграет чемпионат?» Они ответили: «Не дури — эта тачка не для гонок». Я сказал: «Поверьте, я знаю, о чём говорю». «Ну хорошо, мы дадим тебе автомобиль», — сказали мне, — делился Ланфранки с изданием Motor Sport. 

3.webp
Источник фото: Motor Sport

В следующие годы Ланфранки доказал всей Британии, что был совершенно прав. Его критиковали за продвижение советского бренда в разгар Холодной войны, но Тони просто наслаждался победами. На 412-м он выиграл 28 из 29 гонок, в которых принял участие, и стал абсолютным чемпионом в итоговом рейтинге соревнований. По собственному признанию, ему даже не приходилось напрягаться, чтобы обходить конкурентов, выступавших на гораздо менее мощных автомобилях. Ланфранки включал во время гонок радио и держал руль всего одной рукой, спокойно создавая себе отрыв на прямых участках трассы. 

«Люди смеялись и указывали мне на то, что у этой машины даже нет дисковых тормозов. Но кому нужны дисковые тормоза, если ты не разгоняешься выше 90 км/ч?» — говорил Ланфранки. 

Тони также посоветовал «Москвич» нескольким своим друзьям-гонщикам, и они тоже одержали на нём несколько побед. Впрочем, англичанин использовал 412-й не только как инструмент для добывания побед в категории, где равных ему просто быть не могло. Ланфранки настолько полюбил машину, что даже ездил на ней просто по городу. 

Гонщик победил с переломом. Подлый соперник сразу после старта переехал ему ногу

На волне успеха в британской серии гонок «Москвич» стали пробовать некоторые раллийные пилоты. Однако на грунте советский автомобиль уже не показывал таких крутых результатов. В конце концов, его сила, использованная Ланфранки, заключалась лишь в слабости конкурентов, которые хотя и стоили столько же, но сильно уступали в мощности. Когда же 412-й оказывался против соперников из той же весовой категории, то откровенно терялся. Сошёл на нет и кратковременный бум экспорта «Москвичей», отчасти спровоцированный тем же Ланфранки: прогресс автопрома на Западе не стоял на месте. 

Заглавное фото: Motor Sport